На этой неделе мы пообщались с выпускницей нашего Университета по направлениям "Экономика" и "Юриспруденция" Марией Евневич.
Мария Евневич - экономист, журналист. К.э.н., доцент СПбГУ (кафедра экономики предприятия и предпринимательства), член совета директоров компании "Максидом", обладатель "Золотого пера" в номинации "Деловая журналистика".
- Мария, какие знания и навыки, полученные в Университете, наиболее пригодились вам в построении карьеры?
- Я окончила экономический и юридический факультеты, защитила диссертацию по экономике. Безусловно, в СПбГУ высокий уровень профессионального образования. Нас знакомили как с классической наукой, так и с последними на тот момент достижениями и теориями. Но кроме всего этого нас научили многим вещам, которые напрямую не относятся к научному знанию или практическим навыкам нужным в работе.
Во-первых, нас научили разнице между пропагандой и наукой: некоторые ошибочно полагают, что наука говорит правду, а пропаганда – ложь. Это не так. Пропаганда тоже говорит правду, только не всю, а только "удобную" часть. Если вы уже находитесь в плену какой-то теории или концепции, вы всегда сможете найти факт, её подтверждающий и проигнорировать факты, её опровергающие. Но тогда вы запутаетесь и проиграете. Нужно уметь мыслить свободно, а не подгонять факты под задачи – это нам привили. Нас научили взвешивать и сопоставлять данные, находить причинно-следственные связи и составлять максимально объективное видение какого-то события, явления.
Во-вторых, в нас воспитали уважение к чужому мнению. СПбГУ даже в советские времена был организацией с особой демократической культурой: коллегиальные органы управления, выборные должности, необходимость обсуждать различные вопросы с коллегами. В такой среде нужно уметь принимать критику, допускать, что иногда ты можешь быть не прав. Конечно, это не всем под силу. Но нас научили хотя бы тому, что не стоит сразу отвергать мнение другого человека только потому, что оно не совпадает с вашим, а начальник - вы.
Нас научили быть честными и ставить перед собой высокие цели. В научной среде руководителю часто приходится управлять людьми, которые умнее его. Это возможно только при взаимном уважении, честности и общих целях, к которым приятно идти вместе. А если цели мелко-корыстные и уважения нет, возможны только 2 варианта: 1. Подчинённые перехитрят своего босса, которого не уважают. 2. Боссу придётся взять подчинённых, которые глупее его - а так светлого будущего не построить, это может привести только к краху как научно-образовательной системы, так и любого бизнеса.
- Какими качествами должен обладать выпускник Университета для успешного трудоустройства?
- Для успешного трудоустройства нужнее всего навык самопрезентации в сочетании со знанием терминов, употребляемых в отрасли, куда вы собираетесь трудоустроиться. Также необходимо выяснить всё про компанию, куда вы идёте, и иметь своё мнение относительно того, что в ней реализовано хорошо, а что можно улучшить. Также лучше хотя бы погуглить и посмотреть в соцсетях человека, с которым вам предстоит иметь дело на собеседовании и потом в работе. Это спасёт от массы неудобных ситуаций. Но это советы не только для выпускников СПбГУ – это советы для всех вчерашних студентов, сегодня ищущих работу.
Однако не следует отождествлять успешное трудоустройство с успешной карьерой и последующими профессиональными достижениями. Как бы вас ни встретили, провожать будут по уму. Практические навыки и знания, применимые в работе очень важны в момент собственно трудоустройства. А вот для того, чтобы потом вырасти в большой компании или создать что-то своё, необходима широкая и глубокая, фундаментальная образовательная база, аналитические способности, кругозор, способность критически мыслить.
- Расскажите, пожалуйста, о ваших самых ярких впечатлениях о студенческих годах.
- Большинство моих самых ярких впечатлений за время учёбы глубоко непедагогичны и с учёбой никак не связаны, как вы догадываетесь. Из того, что касалось учёбы, самое яркое всегда было в сессию. Я окончила Университет с красным дипломом, и на этом тернистом пути впечатлений было много. Начиная сдачей на "5" с первого раза "Экономики предприятия" у Ивана Петровича Бойко - студенты экономического факультета поймут меня – и заканчивая тем, что на 2 курсе мы с моим молодым человеком "забились" побриться налысо, если сдадим сессию без троек. Я сдала на "отлично", он без троек, отступать было некуда, и мы побрились. В следующем семестре мне было ничего не прогулять: преподаватели слишком хорошо меня запомнили и искали глазами на каждой паре…
- Что бы Вы хотели пожелать студентам СПбГУ
- Вести себя в соответствии с категорическим императивом Канта.