Дважды думайте про срок окупаемости

Опубликовано: Деловой Петербург, 27.03.2018

Текст: Мария Евневич

Мария Евневич , председатель совета директоров " Максидома ":

Однозначно ответить на вопрос, какой именно срок возврата инвестиций хорош, а какой уже неадекватен, нельзя: это зависит от проекта. Если, например, я инвестор, который имеет хорошие компетенции в строительстве гипермаркетов или бизнес–центров, срок окупаемости в пределах 5–10 лет меня не испугает. Но если к такому же инвестору обратится участник "Биржи стартапов" с сельскохозяйственным проектом и предложит срок окупаемости 6 лет, это инвестору из другой сферы будет неинтересно, ведь у нас нестабильная экономика и лезть в незнакомый бизнес с длинными сроками окупаемости совсем нет желания. В то же время для условной Финляндии или Германии это вполне понятный срок окупаемости как для профильных, так и для непрофильных экспертов: дело в подходе и экономической ситуации.

На "Бирже стартапов", как правило, есть несколько профильных инвесторов для каждого проекта, а остальным нужно оценить инвестиционный потенциал незнакомого бизнеса, что вызывает разумный скептицизм. Чаще всего проекты "Биржи" являются тем, что называется стартап в чистом виде — бизнес с новой, не вполне понятной и не факт, что успешной бизнес–моделью. С одной стороны, в этом весь интерес: увидеть потенциальные новые точки роста экономики. С другой стороны, для подобных проектов либо обещанные сроки окупаемости должны быть короткими, либо уровень доходности на вложенный капитал должен быть выше среднего, потому что для инвесторов в этих проектах очень высокая степень риска.

Что касается производственного бизнеса (из последнего — выращивание вешенок), он более–менее понятен любому предпринимателю. Можно взять бизнес–план, посмотреть на него, минимизировать риски и издержки. Но нужно очень сильно любить вешенки, потому что 150 млн рублей — это довольно большие деньги и их можно с большей уверенностью вложить в расширение собственного бизнеса или во что–то, что с ним интегрируется и может дать синергический эффект.

Стартап в моем понимании — это что–то такое взрывное, где ты вложил 5–20 млн рублей — и оно выстрелило и выросло в 10–20 раз. Венчурные инвестиции именно так и живут: инвестор берет 20 проектов, вкладывается, один из них выстреливает, но так, что окупает затраты по всем остальным. Стартап — это что–то новое, чаще всего из области цифровой экономики. Многие стартапы не сразу возвращают средства инвестору, но они растут, они интересны, они начинают, например, торговаться на бирже. Это игра в высокие технологии, и в этом интерес. Но заявка на возврат средств должна быть большой, и этот момент авторы стартапа обязательно должны включать в презентацию.

ИСТОЧНИК: Деловой Петербург