Иностранные строительные сети взяли российский рынок

Опубликовано: www.firstnews.ru, 06.04.2012

Текст: Игорь Федоров

Российские потребители стали тратить больше на товары для дома и строительные материалы. При этом значительная часть покупателей предпочитает делать покупки в торговых сетях иностранных ритейлеров.

Темпы роста рынка розничной торговли DIY (товаров, предназначенных для дома, сада, необходимых для проведения строительных и ремонтных работ) в России несколько снизились: в 2011 году прирост составил всего 20,3% против 28% в 2010 году. Такие цифры приводятся в исследовании агентства INFOLine "Рынок DIY&Household России. Итоги 2011 года. Прогноз до 2015 года".

Однако это не означает, что потребители стали меньше покупать: за прошлый год компании продали товаров на 130 млрд рублей больше, чем годом ранее. В целом 2011 год оказался удачным для крупнейших ритейлеров, отмечают авторы исследования: доля 10 крупнейших компаний на розничном рынке составила почти 24%, а трех лидирующих на российском рынке международных компаний (Leroy Merlin, OBI и Castorama) – почти 15%.

Борьба за клиента

По мнению авторов рейтинга, для российских ритейлеров конкурентная ситуация в 2012 году продолжит ужесточаться. "Это связано с усилением позиций международных операторов на рынках городов-миллионников", - говорит генеральный директор компании "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров.

Иностранные сети уже стали лидерами рынка в России. По данным экспертов INFOLine, выручка компании "Леруа Мерлен Восток" (российская "дочка" Leroy Merlin) составила в прошлом году 50 млрд рублей. На втором месте - OBI Russia (30,9 млрд рублей). За "Максидомом" на четвертой строчке "Касторама Рус" (15,1 млрд рублей). 

Когда есть, что вложить

Генеральный директор ЗАО "УК "Старт" Роман Никаноров считает, что высокие показатели выручки иностранных ритейлеров - следствие их активной инвестиционной политики. "Западные компании тратят больше средств на открытие новых магазинов, чем их российские коллеги", - говорит Роман Никаноров Firstnews. Это подтверждают и результаты исследования. Совокупный прирост торговых площадей шести крупнейших сетей по сегменту DIY в 2011 году составил более 280 тыс. кв. м., и почти 30% обеспечили международные сети. 

Ритейлеры вышли на большие площади 

Лидером прироста торговой площади среди международных ритейлеров является "Castorama", увеличившая площади на 32 тыс. кв. м за счет открытия четырех гипермаркетов торговой площадью (три из них - в новых для сети городах – Челябинск, подмосковный Щелково и Саратов). Прирост торговых площадей "Leroy Merlin" составил 19,3 тыс. кв. м, что обеспечено открытием двух гипермаркетов в  Химках (Московская область) и Уфе.

Исполнительный директор СТД "Петрович" Виктор Адамов поясняет, почему российский бизнес столь инертен. "Большинству российских игроков такие суммы инвестиций даже во сне не снились. Банковские кредиты брать не очень хочется, инвесторы деньги дают неохотно. Отсюда ограничения роста", - говорит эксперт Firstnews. Для международных компаний же российский рынок – "не паханое поле с неограниченными перспективами роста и относительно невысокой конкуренцией", уверен Виктор Адамов.

Однако отсутствие финансовых возможностей для развития не расстраивает отечественных ритейлеров.

 "Мы не расстроены тем, что сместились на четвертую позицию в данном рэнкинге, – говорит Мария Евневич, член совета директоров ООО "Максидом". – Так как наша компания не размещает акции на бирже, мы не видим смысла открывать убыточные магазины только ради увеличения выручки и суммарной торговой площади. Мы работаем с целью получения прибыли".

 Отечественные сети тоже растут

Впрочем, сказать, что российский ритейл не борется за отечественного покупателя, нельзя. Среди российских ритейлеров наибольший рост торговой площади обеспечили "Корпорация СБР" (сеть "Метрика") и "Трест СКМ" (сети "СуперСтрой" и "СтройАрсенал"). Сеть "Метрика" ввела в эксплуатацию в течение года 26 торговых объектов, увеличив при этом совокупную приведенную площадь на 39 тыс. кв. м, значительная часть прироста площадей обеспечена форматом "строительная база", в структуре площадей которой превалируют неотапливаемые ангары или открытые площадки.

"Трест СКМ" в апреле 2011 года запустил в Екатеринбурге самый большой гипермаркет DIY в России торговой площадью 20 тыс. кв. м.СТД "Петрович" открыл две новые собственные строительные базы в Ленинградской области и ребрендировал одну из строительных баз "Петрович" в Санкт-Петербурге в формат "Уровень". Кроме того, компания запустила три строительных базы "Уровень" в Ленинградской области.

  http://www.firstnews.ru/articles/inostrannye-stroitelnye-seti-vzyali-rossiyskiy-rynok/