"Метрика" закрывает половину своих магазинов по всей России

Опубликовано: Деловой Петербург, 14.05.2015

Текст: Павел Горошков, Амера Карлос

Пионер петербургского рынкa DIY — сеть "Метрика" поплатилась за слишком быстрый рост. Ретейлер закрывает половину своих магазинов по всей России, а поставщики заваливают его исками.

Первыми о серьезных трудностях у оператора торговой сети "Метрика" ООО "Стройбаза Рыбинская маркет" ("СБР–маркет") "ДП" рассказали поставщики сети. По их версии, у ретейлера сильно просели продажи в 2014 году, из–за чего накопились долги: в суд поступили иски на сумму более 500 млн рублей. В апреле 2015 года "Метрика" получила два иска о банкротстве, которые, впрочем, были отозваны в связи с погашением долгов. В марте–апреле 2015 года были урегулированы еще 15 исков на 58 млн рублей: истцы либо забрали заявления, либо заключили мировое. Но, даже примирившись в суде, поставщики не спешат возобновлять отгрузки. Из–за нарастающего с осени 2014 года товарного дефицита и роста долговой нагрузки сеть вынуждена закрыть часть магазинов и распределять товар по остающимся.

 

На ноябрь 2014 года сеть насчитывала 112 магазинов, сегодня число торговых объектов сократилось до 68. По количеству объектов сеть сократилась почти вдвое, но по выручке — всего на 20%, заявляют в "Метрике".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Быстрорастущая

ООО "СБР–маркет" входит в "Корпорацию СБР" Евгения Лебедева, который начал торговать стройматериалами еще в 1995 году. Первый DIY–магазин "Метрика" он открыл в 2001 году, первый гипермаркет — в 2005 году. В 2009 году корпорация начала экспансию в регионы и стала самой быстрорастущей сетью в стране. К концу 2014 года она насчитывала уже 112 гипермаркетов. По данным "INFOLine–Аналитика", выручка сети с 2011 по 2014 год выросла с 7,4 млрд до 14,6 млрд рублей (без учета НДС).

По данным сайта арбитражного суда, просроченные долги "СБР–маркет" имел и раньше. Но, судя по всему, в 2015 году проблемы компании обострились: если за 2014 год в суд поступило 52 иска на 250 млн рублей, то за 4 месяца 2015 года — уже 61 иск на 360 млн рублей.

Крупнейший иск — на 118 млн рублей — подала в начале мая 2015 года компания "Стройтехника" (поставщик электроинструментов). Владелец компании Андрей Власов воздержался от комментариев.

"Мы работали с ними 7 лет, долги они начали накапливать в последние 2 года, — говорит генеральный директор ООО "Инсварком" (поставщик сварочного оборудования из Ленобласти "Сварог") Петр Крайчук. — В ноябре 2014 года, когда накопилось уже более 8 млн рублей, мы решили остановить отгрузку товара до полного погашения. С тех пор судимся, и пока ни денег, ни товара не видели". "Мы работали с "Метрикой" 15 лет, и долги у нее были всегда, но такого провала, как в 2014 году, ни разу еще не было, — говорит гендиректор ООО "ПКП Ресурс" Юрий Сухарев (поставщик пленок, сеток и стройматериалов). — Нам они должны около 20 млн рублей. Но хотели нас сохранить как поставщика, поэтому пошли на мировое соглашение. По нему платежи идут, хотя и с задержками. Остается еще около 7 млн рублей долга. Но возобновлять поставки мы не планируем: рисковать не хочется".

Один из поставщиков пожаловался, что "Метрика" якобы не предупреждает партнеров о закрытии магазинов. Рассказывают про инцидент, когда при закрытии одного из объектов поставщик, с которым не рассчитались за поставленный товар, блокировал своей фурой его вывоз.

В "Метрике" опровергают эту информацию, уверяя, что процедура закрытия магазина занимает от 30 до 45 дней, и поставщикам заранее предлагается забрать товар либо поучаствовать в распродаже. "Часть товара идет через единый распределительный центр компании. Поставщикам такой вариант вывоза удобнее, учитывая разную удаленность магазинов", — поясняют в "Метрике".

"Наши попытки забрать товар со склада не увенчались успехом, — рассказывает один из поставщиков. — Оказалось, что товар уже принадлежит не "СБР–маркет", а ООО "Метросфера". И многим поставщикам предлагается отгружать напрямую на эту компанию".

О предложениях заключить прямые контракты с "Метросферой" сообщили сразу несколько поставщиков. "Буквально в апреле они хвастались, что Сбербанк открыл им кредитную линию на 700 млн рублей, и "Метросфера" теперь платежеспособна", — говорит один из поставщиков. В Сбербанке подтвердили открытие кредитной линии "на одну из компаний, входящих в сеть "Метрика".

Быстропадающая

Общий объем кредиторской задолженности в "Метрике" не сообщают. Аналитики тоже затруднились оценить общий размер долга сети. "Долговая нагрузка у "Метрики" высокая, но точных данных никто не знает", — говорит генеральный директор "INFOLine–Аналитика" Михаил Бурмистров.

По словам Юрия Сухарева, его компания проводила дью–дилидженс "Метрики", который показал, что к концу 2014 года общая кредиторская задолженность перед поставщиками составляла около 3,5 млрд рублей. Эксперт отмечает, что со второго полугодия 2014 года финансовые трудности "Метрики" стали нарастать.

В период бурного роста рынка в 2011–2013 годах "Метрика" очень активно наращивала сеть и теперь пожинает плоды агрессивной политики, считают эксперты.

Михаил Бурмистров указывает на то, что многие игроки, например "Максидом", "Старт", в конце 2014 года с большим дисконтом погашали собственные долги перед поставщиками и значительно улучшили финансовое положение, в то время как у "Метрики" рост долгов перед поставщиками наложился на проблемы с банками, вызванные кризисом. Проблема заключается в том, что компания отвлекала слишком большие средства на строительство новых и новых объектов, полагает Михаил Бурмистров.

Например, в 2014 году ВТБ предоставил ООО "Стройбаза "Рыбинская" (входит в состав ООО "Корпорация СБР") кредит в размере 500 млн рублей для строительства гипермаркета и делового центра на Уткином пр. (станция метро "Ладожская"). Комплекс включает в себя 10–этажный бизнес–центр класса B+ и гипермаркет "Метрика". В условиях кризиса заполняемость бизнес–центров снизилась, и объект оказался не в состоянии генерировать доход, необходимый для обслуживания и погашения кредитов, привлеченных на его строительство, говорит эксперт.

В итоге с конца 2014 года в компании задумались об оптимизации сети, и на сегодня сеть насчитывает 68 объектов вместо 112 годом ранее. При этом доля магазинов, находящихся в собственности компании, превышает 60% всей площади магазинов, заверяют в "Метрике".

"Также ведется анализ эффективности работы магазинов малого формата в Северо–Западном регионе", — уточнили в компании. С закрытых магазинов товары свозятся на склад, после чего распределяются по оставшимся точкам. В условиях, когда поставщики прекратили отгружать товар, это позволяет заполнять полки.

"Сегодня всем на рынке тяжело, продажи у многих упали на 40%. Но мы договариваемся практически со всеми поставщиками, и многие идут навстречу по реструктуризации долгов", — отметили в "Метрике".

Конкурирующие строительные DIY–сети в Петербурге отмечают рост обращений к ним бывших работников "Метрики" с целью трудоустройства. А по свидетельствам самих уволившихся сотрудников, зарплаты в сети сокращаются на 20–30%.

По оценке Михаила Бурмистрова, если в 2014 году емкость рынка DIY Петербурга выросла примерно на 13% в связи с ростом объема ввода жилья и превысила 100 млрд рублей, то в 2015 году темпы роста рынка не превысят 5%.

Фото эксперта     Евгений Мовчан генеральный директор СТД "Петрович"

На рынке строительных материалов идет перераспределение долей: есть несколько сильных игроков, показывающих рост, в то же время у большинства продажи падают или стагнируют. Сравнивая сегмент физлиц и профессионалов, можно отметить, что В2В–продажи упали больше. Это связано с кризисом в сфере коммерческой недвижимости (офисы и складская недвижимость). Соответственно, отделочные товарные группы демонстрируют лучшую динамику, чем общестроительные. У нас в первые 4 месяца прирост составил более 20%.

Фото эксперта     Мария Евневич член совета директоров сети "Максидом"

В секторе товаров для дома, ремонта и строительства в первые 4 месяца 2015 года произошло резкое снижение объемов продаж в количественном выражении: уменьшилось количество покупателей, пробитых чеков и проданных товаров в штуках. Сокращение продаж обусловлено снижением покупательной способности населения, числа и объемов ипотечных программ банков и ростом цен на товары, особенно импортные. Однако это снижение объемов продаж (в количестве) было частично компенсировано инфляционным ростом цен.

Источник - Деловой Петербург