Итоги "Биржи стартапов" №9

Опубликовано: Деловой Петербург, 02 сентября 2015

Текст: Анастасия Жигач

Инвестиционная сессия от газеты "Деловой Петербург" началась традиционно в 10 утра, собрав шесть проектов, жаждущих встречи с инвестором, и 20 бизнес-ангелов, жаждущих взять под крыло интересный проект. Среди экспертов "Биржи" были не только представители венчурных фондов и партнеры инвестиционных компаний, но и петербургские миллиардеры: совладелец Fort Group Максим Левченко, владелец Grondard и основатель SELA Аркадий Пекаревский, президент "Евразия Холдинг" Алексей Фурсов и др. Полный список членов экспертного совета девятой "Биржи стартапов" вы можете посмотреть в конце этого материала.

Knut&Pryanik в телефоне

Илья Паньшенсков рассказал инвесторам о технологии обучения иностранному языку с помощью мессенджера Павла Дурова, назвав свой стартап "лоукостером в сфере образования". Проект Ильи, получивший название Knut&Pryanik, позволяет изучать иностранный язык с помощью смартфона под присмотром преподавателя. Для роста стартапу нужно 3,4 млн рублей. Между тем у проекта уже много конкурентов: те, кто преподает по Skype (EnglishDom), а также через платформы индивидуального обучения (italki) и с помощью тематических онлайн-сервисов (LinguaLeo). Есть и прямые конкуренты, например "Волшебный разговорник". Выйти на окупаемость, согласно расчетам основателей, проект может в декабре 2016 года. Презентацию проекта можно посмотреть здесь. А тут о том, почему обучение иностранным языкам через мессенджеры вытесняет с рынка языковые курсы.

Проект понравился только одному инвестору — бизнесмену и представителю Фонда развития интернет-инициатив в Петербурге Николаю Страху, который пригласил Илью пройти акселерационную программу под присмотром экспертов ФРИИ и затем выступить перед инвесторами фонда. "Нам как фонду этот проект понравился больше всего. Идея с точки зрения технологий довольно перспективна, рынок узкий, но ниша мессенджеров и их функционала быстро развивается", — объяснил свое решение Николай Страх.

Остальные отнеслись к идее проекта Knut&Pryanik со скепсисом, в том числе Вячеслав Макович, партнер инвестиционной компании AAATrust и организатор StartUp Cup, который посоветовал уйти от мессенджеров и сосредоточиться на самой технологии текстового обучения иностранным языкам удаленно."Буду держать этот проект в уме, если они смогут доработать процессы", — сказал эксперт, предположив, что в будущем проект можно показать партнерам. Но для этого стартап, указал Вячеслав Макович, должен показать цифры: количество обучившихся, их КПД и результаты, а также процент учеников, которые, попробовав обучение по этой методике, будет возвращаться в школу.

"Рост затрат на фонд оплаты труда кураторам в этом проекте линейно зависит от количества пользователей. А в фонде оплаты труда это не отражено, рост, который там заложен сейчас не существенен. Тут возникает еще одна проблема: управлять 10 кураторами это одно, 100 кураторами это другое. Значит, рост количества клиентов Knut&Pryanik упирается в масштабирование этой системы. Экономика проекта не проработана, как следует. Очень похоже на то, что они рассчитывают так: если к ним пришел клиент, значит он с ним надолго или навсегда. А жизненный цикл клиента может быть очень коротким", - уточняет Алексей Ежиков, директор по развитию Ruward.

Андрей Сергеев, консультант бизнес-инкубатора ИТМО, подчеркнул, что у представителя команды Knut&Pryanik есть все необходимые предпринимательские качества, но нет очевидно уникальных технологий, с которыми можно было бы лидировать на рынке. "Проект Knut&Pryanik имеет серьезное слабое место: отсутствие и кнута и пряника. Этот проект может быть интересным, только для людей с высокой степенью мотивации" — сделал вывод эксперт бизнес-школы "Вверх" Георгий Мельников. В итоге стартап набрал 183 балла — это суммарные оценки всех членов жюри, которые оценивали проект по 10-балльной школе, выставляя оценки за оригинальность идеи (63 балла), инвестиционную привлекательность проекта (44 балла) и предпринимательские качества руководителя (76 баллов).

 

 

Напечатать себе туфли

3D-принтер для дома представили Артем Драчков и Даниил Зайцев, которые попытались убедить жюри в том, что современным российским семьям просто необходим простой в управлении принтер с технологией сканирования, который позволит распечатать дома почти все что угодно: сломанный каблук для туфельки, игрушку для ребенка или сережки. То есть деталь размером не больше 20 на 20 см. Себестоимость такого принтера, по расчетам представителей проекта 3DRep, может составить 30-45 тыс. рублей. Планируемая цена для розницы — 90-150 тыс. рублей.

Команда проекта опытная: 2 года работает на рынке 3D-оборудования и уже успела заявить о себе. Представительства компании открыты в Колпино, Пушкине и Петербурге. Стартап занял первое место на петербургском этапе конкурса “Молодой предприниматель России — 2014” в номинации “Успешный старт”, но на "Бирже стартапов" набрал только 218 баллов из 600 возможных. Подробную презентацию проекта можно посмотреть здесь. Чтобы запомниться жюри, молодые люди привезли с собой то, что может распечатать их принтер: гитару, объемные дензнаки и даже бюст Эйнштейна в миниатюре. Своей задачей представители проекта видят ввести 3D-принтер в домашний обиход, пристроив агрегат на одной полке с тостером, микроволновкой и другими домашними приборами. У принтера есть "облако", которое позволяет делиться с другими пользователями отсканированными трехмерными моделями.

Рынок, который рассматривает стартап, в 2014 году составил около 800 млн рублей в России (продажи 3D-оборудования) и показывает уверенный рост минимум на 10% в год. Для сравнения: объем мирового рынка составил в том же году $600 млн. Инвестиции, которые ищет проект, составляют 20 млн рублей (разработка внутреннего ПО принтера, облачного ПО, а также доработка корпуса, дизайн и пр.), окупиться, считают в 3DRep, проект может через 3,5 года.

Инвесторы хором посоветовали стартапу отойти от домохозяек как целевой аудитории: мол, и рынок не готов, и домохозяйки не купят оборудование за такую цену, тем более не очень ясна ценность продукта, зачем вообще принтер такой нужен российской семье. Другое дело — малый и средний бизнес, отметил Александр Пекаревский, напомнив, что в этих нишах к 3D-принтерам, наоборот, есть большой интерес и, главное, есть потребности, которые может закрыть 3DRep. Причем дешевле, чем производственные принтеры. "Мы как раз сейчас ищем 3D-принтер, чтобы диверсифицировать продукцию, и я уверен, что мы не одни такие", — резюмировал бизнесмен.

Алексей Толмачев, генеральный директор ITMO Venture Partners, отметил, что фонду этот проект интересен, тем более что есть прототипы оборудования и опыт работы на рынке у комнады. Единственное — надо доработать бизнес-модель. Но эта претензия была обращена ко всем без исключения стартапам, что и понятно: молодые предприниматели и опытные инвесторы говорят на разных языках. Почитать мнение об этом феномене президента холдинговой компании "Созвездие Водолея" Владимира Хильченко можно здесь. Вкратце оно (хоть и высказано об участниках пятой "Биржи стартапов") звучит так:

"Они считают показатели проекта и пишут бизнес-план, но они не умеют считать. Доверять такому бизнес-плану просто невозможно, он не соответствует действительности. Поэтому надо с ними садиться и разбираться, что они имели в виду, на чем это все базируется, кто это считал. Проверять их опыт, знания, умения. У них не поставлена система учета финансов. Они не знают, чем движение денег отличается от финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому те, кто спрашивает, и те, кто отвечает, говорят о разных вещах".

"Этот принтер — кладезь для детей! Вечером поставили принтер на печать, а утром..." — апеллировал к инвесторам представитель 3DRep.

"Второй ребенок", — смеясь, ответили ему инвесторы, так и не поверив в то, что проект выстрелит.

"Разделите вашу систему: пусть клиенты сканируют предметы в одном месте, а печатают в другом. Кроме того, скоро такой принтер не 150 тыс. рублей, а 10 тыс. рублей будет стоить, — заметил Андрей Лушников, — советую удешевить продукцию". "Раз уж для дома, то надо печатать сразу стулья, а не детали размером 20 на 20 см", — высказал свое мнение Константин Селезнев, генеральный директор центра трансфера технологий "Формула телеком".

"Вы переоцениваете домохозяйства. Найдите профессиональные сообщества, которые вы заинтересуете, затем гиков, и остальные придут за вашим принтером сами: вспомните, что было с MacBook, который сначала понравился дизайнерам", — посоветовал Виталий Новиков, управляющий директор Университета продаж.

Жюри не сильно высоко оценили оригинальность идеи (76 балла), инвестиционную привлекательность проекта (74 балла) и предпринимательские качества руководителя (68 баллов), но долго и с удовольствием, будто дети, разглядывали то, что напечатал этот принтер. И даже унесли кое-что с собой, например разноцветные пластмассовые рубли.

По поводу них, кстати, у Марии Евневич, члена совета директоров "Максидом", и главного редактора газеты "Деловой Петербург" Максима Васюкова состоялся такой шутливый разговор:

— Нравятся они мне, жаль, не стоят как следует, ничего из них не построишь.

— Падают, как настоящие. Зато уверенно лежат...

Дело в том, что, слушая очередного сосикателя инвестиций, Мария Евневич пыталась построить у себя на столе "вигвам" из 3D-рублей. Чем бы инвестор ни тешился...

Рыба моей мечты

Единую систему товаров для рыбалки, охоты, туризма и спорта MyHound представили на суд жюри создатели сервиса Алексей Русалевич и Павел Прокофьев, которые переосмыслили в этом стартапе свой 15-летний опыт работы в оптовой и розничной торговле товарами этих категорий.

Интернет-витрину для узкоспециальных офлайновых магазинов, а также глобальную номенклатурную базу магазинов с постоянно обновляющейся информацией о товарных остатках оценили не только те эксперты, которые любят рыбалку, спорт и туризм. Однако сразу предлагать 4 млн рублей за 30% доли компании не стали.

Проект очень понравился Луизе Александровой, председателю Санкт-Петебургской организации бизнес-ангелов, которая сказала, что намерена показать этот проект своим партнерам: "Стартапу недостает компетентного эксперта в смысле продвижения, но это можно решить. Я с удовольствием расскажу о проекте коллегам, потому что, во-первых это очень нишевая вещь и команда MyHound хорошо знает этот рынок, во-вторых, они взяли за образец хорошую бизнес-модель without cost, которую сами даже не должны создавать".

Руководитель акселератора iDealMachine Альфия Мухаметова тоже поддержала коллегу: "Из тех, кого видела на этой "Бирже стартапов", больше всего перспектив, на мой взгляд, у MyHound. У рынка, правда, совершенно понятный потолок. История не венчурная, но ребята смогут стабильно зарабатывать, я не сомневаюсь, что проект выстрелит".

Гигантский воблер, которые взяли с собой на презентацию Алексей Русалевич и Павел Прокофьев, должен был проиллюстрировать амбиции создателей сервиса. "С воблерами мы провели аналогию по количеству магазинов, представленных в Интернете, и тех, кто не представлен и не имеет своей интернет-витрины. Офлайн-магазинов без "витрины" в разы больше. И именно эту "рыбу" мы планируем поймать в свои сети MyHound", — объяснил Павел Прокофьев. Его проект вызвал сильное разногласие у жюри: кто-то был резко против, кто-то принципиально за. В итоге стартап набрал 279 баллов: 82 за оригинальность идеи, 105 за предпринимательские качества руководителей и 92 за инвестиционную привлекательность.

Главное, что понравилось в проекте инвесторам, — то, что пользователю видны остатки продукции на складе того или иного магазина, и то, что для пользователя во всех этих магазинах цена на продукцию одинаковая. Соответственно, офлайн-магазины превращаются в пункты выдачи товара. Win-win у всех: пользователь счастлив, что нашел качественный товар в профессиональном магазине рядом с домом по оптимальной цене, магазины рады, что без затрат на продвижение в Интернете получили нового клиента из Интернета, а создатели MyHound рады, что получили прибыль, не занимаясь логистикой. Поддерживать одну оптимальную цену им позволяет наработанная база контактов и понимание того, как устроен рынок: классический пример, когда стартап вырастает "из записной книжки".

"Так как они строго нишевой продукт, они могут очень хорошо конкурировать с Yandex. Такие гиганты в первую очередь ищут массовое покрытие рынка и в ближайшем будущем их не будут интересовать такие узкие рынки. На товар будет устойчивый спрос и значит риск инвестиций не высокий. Кроме того, проект маштабируемый, что так же делает его привлекательным. Мне очень понравился стартап Myhound. У команды есть три очень важных момента:  компетенция, работающий проект, четкое понимание портрета клиента и его потребностей" — заявил Георгий Мельников, экс-директор по логистике "О'Кей" и эксперт бизнес-школы "Вверх".