Магазины положат скидки под елку.

Опубликовано: "ДП" №218, тематические страницы "Рождественские подарки", 04.12.2013

Текст: Мария Мокейчева

Перед Новым годом витрины магазинов пестрят объявлениями о распродажах и акциях. Ретейлеры стремятся воспользоваться праздничным настроением и привлечь как можно больше покупателей.

В разных странах традиции проведения распродаж различаются. Например, в США сезон скидок открывается сразу после Дня благодарения, в «черную пятницу». В Европе зимние распродажи стартуют, как правило, после Рождества, причем в некоторых странах это правило закреплено на законодательном уровне.

В товарищах согласья нет

В России не было единой системы распродаж. Ретейлеры принимали решения исходя из своих возможностей и ориентируясь на поведение конкурентов. Ситуация стала меняться с приходом крупных международных ретейлеров. Они в этом плане более дисциплинированы и привыкли запускать распродажи в строго отведенное время из года в год. «Последнее время наблюдается эдакая игра на опережение, - отмечает генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс, - с каждым годом распродажи стартуют все раньше и скидки возрастают». И эта гонка – опять же идет из-за рубежа. «В этом году даже такое святое в США явление, как «черная пятница», многие ведущие компании сместили на день раньше, начав торговлю с дисконтом уже в День благодарения», - говорит Анна Лебсак-Клейманс. Постепенно и российские покупатели привыкают к зимним скидкам. Как замечают в пресс-службе компании ИКЕА, зимние распродажи стартуют в конце декабря и могут длиться до февраля.

Правда, как замечают эксперты, рассчитывать на то, чтобы купить качественную продукцию за копейки, россиянам пока не стоит. По некоторым оценкам, лишь две трети компаний проводят честные распродажи, когда действительно дается заявленная скидка, без оговорок. Но есть и такие компании, которые лукавят, указывая максимальную скидку и забывая уточнить, что на большинство товаров скидка не превышает 5%, а в скидку 90% сегодня похоже, не верит никто.

Коротко и ясно

Даже снижая цены под Новый год, российские ретейлеры получают значительный доход, так как спрос в эти дни велик. Так, по данным исследования Nielsen, проведенного несколько лет назад, рост продаж косметических наборов, включающих гели для душа и пену для ванны,в декабре составляет более 130%. «Традиционно в предновогоднюю декаду спрос очень увеличивается, мы наблюдаем рост продаж в 2-3 раза», - отмечает управляющий Северо-Западным филиалом «Евросети» Денис Голощехин.

В пресс-службе ИКЕА в России говорят, что перед Новым годом количество посетителей торговых центров «Мега» возрастает в среднем на 20%. В некоторых категориях товаров рост продаж превышает 100%.

Обычно на сезон распродаж приходится 20-40% годовых продаж ретейлеров США. В России эксперты склонны оценивать долю продаж в ноябре-декабре по некоторым товарам примерно так же. Так, по данным INFOline, в 2013 году объем российского рынка и одежды, обуви и аксессуаров составит более $57 млрд. Можно предположить, что в предновогодние месяцы ретейлеры получат около $11 млрд выручки, из них на Петербург придется около $1,4 млрд.

Новогодний ассортимент ретейлеры выставляют задолго до Нового года. «Повышенный спрос мы наблюдаем в ноябре и декабре, - рассказывает член совета директоров ООО «Максидом» Мария Евневич, - и не только на елочные шары, но и на другие группы товаров: посуду, интерьерные товары, бытовую технику и даже стройматериалы». За счет расширенного ассортимента «Максидом» получает в ноябре и декабре по 9-11% годовой выручки. В целом же для сегмента DIY нехарактерен всплеск новогодних продаж – мешок штукатурки или лист гипрока под елку не положишь.

Онлайн-магазины не отстают от офлайновых коллег. «Наиболее популярны бытовая техника , компьютеры, мобильные телефоны, одежда, а также классические безделушки и тематические подарки», - отмечает директор по маркетингу Insales Артем Соколов. Кстати, американская «черная пятница» в этом году пройдет и в России – 6 декабря. Она объединит около 100 интернет-магазинов, но национального масштаба все же не достигнет.