О советах и баранах

Опубликовано: Интернет-издание Retailer.ru, 19.10.2015

Текст: Мария Александровна Евневич

Если говорить о нынешней экономической ситуации, то у нас как в старом анекдоте: "если бы у нас была страна баранов, то я дал бы вам барана, но, поскольку у нас страна советов, я дам вам совет". Потому что кризис - это самое обильное время для советов. Только ленивый не даёт советов "как бизнесу выжить в кризис", я и сама такие давала – в СМИ.

Самый часто встречающийся и нехитрый совет в кризис – это, конечно же, совет выбрать для развития и диверсификации одну из тех отраслей, которые в кризис растут (популярнее его только совет "стать лучше, совершенствоваться и т.д."). Но проблема в том, что этих отраслей, "растущих в кризис" мало и они очень специфичны. Можно, например, посоветовать продавать домашние сейфы, когда люди боятся нести деньги в банки и выбирают "валюту в носке под подушкой" в качестве метода сохранения сбережений. Или предложить торговать галстуками, потому что многие ищут работу, ходят на собеседования и, видимо, думают, что галстук повышает их презентабельность. Еще можно дать совет организовать торговлю губной помадой, потому что женщины в кризис начинают меньше рассчитывать на заработок и больше – на содержание от мужчины. Но все перечисленные советы – они очень мало кому помогут.

На днях услышала более прикладной для розницы совет, что в кризис надо торговать продуктами и предметами первой необходимости и, преимущественно, в магазинах формата "у дома" – по статистике этот вид торговли не падает. Что ж, прекрасный, дельный совет. Я, конечно, верю в русского человека, но, боюсь, если отдельно взятый гипермаркет товаров для дома забить водкой "первой необходимости", то столько даже русскому не выпить.

И тут вдруг попалась мне на глаза практически панацея. Конференция с замечательным слоганом "Главное в маркетинге-2016: что менять, когда спрос падает". Этот слоган заставил меня понадеяться, что здесь-то они живут – дельные антикризисные советы.

Но оказалось, что часть конференции посвящена тому, как маркетологу сохранить свое место в компании в кризис и улучшить своё положение, когда происходит активное урезание маркетингового бюджета (верю, что здесь есть хорошие практические советы, но мне они не в кассу). Один из выступающих оказался блогГером с двумя Г. А главная "звезда" – доктором социальной психологии из Сколково. Мне такая учёная степень не знакома, может быть это заимствование из английского. Но Сколково, откуда пока ничего внятного не вышло, кроме пары скандалов и шутки Харламова про "кражу первого русского Айфона", смущает ещё больше, чем блогГер и доктор. Страшнее звучат только "структурные подвижки в сознании" – из описания выступления.

Так и осталась я без советов. То ли я привередливая, то ли просто я не вписалась в целевую аудиторию этого нового вида бизнеса: "одни делают вид, что советуют, другие – делают вид, что слушают. А платят собственники бизнеса".

Или я не права, и хорошие советы существуют? Быть может, они где-то здесь?

ИСТОЧНИК-RETAILER.RU