Потребители сэкономили на ремонте

Опубликовано: Газета "Коммерсантъ", №58 (4843), 03.04.2012

Текст: Ксения Шамакина

  

 

Темпы роста рынка товаров для дома упали. Российский рынок товаров для дома и строительства (DIY; do it yourself) в 2011 году снизил темпы роста: он увеличился до 770 млрд руб, показав рост всего на 20,3% против 28-процентного прироста в 2010 году, подсчитала компания Infoline. Люди экономят на ремонте, ожидая новый кризис, считают эксперты.

 Емкость рынка товаров DIY в 2011 году составила 770 млрд руб., что на 20,3% больше, чем в 2010-м, подсчитала компания Infoline в ходе исследования, проведенного совместно с организаторами выставки "МосБилд". Если не считать кризисный 2009 год, прошлогодние темпы роста рынка самые низкие за последние шесть лет: в 2010-м рынок вырос на 28%, в 2006-2008 годах — на 25-27% в год, в 2009-м — упал на 12%. Многие отказались от ремонта в первом квартале 2012-го, что отразилось на продажах конца 2011 года, считает гендиректор компании "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. Он связывает падение спроса на товары для дома и ремонта с негативными ожиданиями потребителей в отношении экономической ситуации. "Риски наступления рецессии в России в случае снижения цен на нефть и стабилизация объемов ввода жилья в 2012 году приведут к снижению темпов роста рынка DIY в сопоставимых ценах",— предполагает эксперт. По его расчетам, в 2012 году рынок вырастет всего на 16-17%, причем увеличение произойдет преимущественно за счет роста цен.

"Мы не заметили снижения спроса. Например, люди с низким достатком во второй половине 2011 года стали тратить больше",— удивлен выводам Infoline гендиректор сети "Метрика" Алексей Иовлев. Такие покупатели позволяли себе небольшие траты — меняли люстру, переклеивали обои, говорит он.

Член совета директоров сети "Максидом" Мария Евневич считает, что рынок все еще чувствует последствия кризиса 2008-2009 годов, когда снизились темпы строительства жилья. 

 По подсчетам Infoline, в 2011 году 40 крупнейших ритейлеров DIY-рынка увеличили свои торговые площади на 296,7 тыс. кв. м, до 2,2 млн кв. м (в 2010 году — на 203,4 тыс. кв. м). Среди крупнейших ритейлеров торговые площади активно наращивали российские "Метрика" (на 46%, до 124,8 тыс. кв. м) и "Трест СКМ" (на 28,8%, до 94,9 тыс. кв. м), а также французская сеть Castorama (на 24,9%, до 152,3 тыс. кв. м).

Но продажи росли быстрее у международных операторов: Castorama нарастила выручку на 35%, Leroy Merlin — на 29,7%, OBI — на 22% (см. таблицу). Иностранные ритейлеры могут позволить себе развивать более капиталоемкий формат гипермаркета, в то время как российские операторы в последнее время инвестируют в строительство супермаркетов и мелкооптовых строительных баз, которые не дают высоких показателей продаж с 1 кв. м, объясняет Михаил Бурмистров. Выручка с 1 кв. м в год в гипермаркете варьируется от $2 тыс. до $10 тыс., в супермаркете — от $2 тыс. до $4 тыс., строительные базы наторговывают на $1,5-3 тыс. с 1 кв. м год, говорит господин Бурмистров. В среднем открытие гипермаркета площадью 10 тыс. кв. м обходится в $30 млн, запуск супермаркета или строительной базы общей площадью 1-5 тыс. кв. м — всего в $1-4 млн.

В ближайшие годы на DIY-рынке крупных городов продолжат доминировать западные игроки, а российским сетям для подержания темпов роста нужно активнее развиваться в городах с населением до 1 млн человек, считает исполнительный директор СТД "Петрович" Виктор Адамов.  

www.kommersant.ru/doc-y/1907120