Полностью статья об управлении бизнесом в кризис, мнения других экспертов.
«...Самый логичный совет для малого предпринимателя в кризис - это посмотреть, если ли перспективные отрасли или сферы деятельности среди смежных, близких по технологии или по клиентской базе к его бизнесу. Если таковые найдутся - искать пути развития в этом направлении. Можно попытаться рассмотреть принципиально новые рынки, но тут, как правило, встаёт проблема отсутствия опыта и управленческой экспертизы в новых областях. И полная смена сферы деятельности в кризис скорее всего не поможет, а лишь ускорит агонию. Призывы заняться импортозамещением, к сожалению, можно использовать как инструкцию к применению лишь на очень небольшой части низкозатратных быстроокупаемых бизнес-проектов. Можно быть уверенным, что санкции и антисанкции продлятся ещё полгода. А что дальше? Нельзя не учитывать тот факт, что политическая ситуация может перемениться, и благоприятная для импортозамещения среда исчезнет. Это значит, что проекты со сроком окупаемости более года чрезмерно рискованны. К тому же, снова возникнет проблема с привлечением инвестиций, с чрезмерной зарегулированностью рынков, чудовищными сроками получения согласований у государственных организаций. Всё это не создаёт предпосылок для лёгкого освоения бизнесом новых отраслей, где у него ещё нет ни технологических навыков, ни управленческого опыта, ни отношений с контрагентами, ни связей с различными органами и организациями. Можно стать самым лучшим в той сфере, где ты уже работаешь. Понятно, что лучшими могут стать не все, что для этого нужно много работать. Естественно, предпринимателю необходимо постоянно повышать квалификацию: изучать свой рынок, знать его тенденции, смотреть, как аналогичные рынки развивались в других странах, читать умные книжки зарубежных авторов, которые всё это уже видели. Бизнесмену нужно учитывать современные тенденции, особенно в маркетинге. Сейчас, когда потребителей становится меньше, деньги у них тают, настроение плохое и покупать они ничего не хотят, надо стать виртуозом по предложению своих товаров и услуг. На эту тему гуру маркетинга исписали километры бумаги. Необходимо в полном объёме использовать современные технологии, благо многие из них уже общедоступны. И нужно потуже затянуть пояса, это неизбежность».
Источник: http://govoritspb.ru/index.php?option=com_article&view=article&id=1177