Фискальная политика как инструмент стимулирования экономического роста

Опубликовано: Материалы III Международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие: общество и экономика», СПбГУ, С..356-357, 20-23 апреля 2016 г.

Текст: Евневич Мария Александровна к.э.н., доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Евневич Мария Александровна, к.э.н., доцент Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Ключевые слова: налоги, налоговое администрирование, мораторий, фискальная политика

 

Keywords: taxes, tax administration, moratorium, fiscal policy

 

Ввиду падения цен на нефть и роста курсов валют в 2014-2015 гг., Россия вынуждена искать новые пути развития. В связи с наличием у государства огромных финансовых ресурсов и желанием укрепить вертикаль власти, в предыдущие годы произошло огосударствление экономики. Создавались новые министерства и ведомства, количество сотрудников в различного рода государственных компаниях значительно выросло. Более того, в 2014 году к России был присоединен Крым и одновременно начали падать цены на нефть. В результате возникла необходимость поиска новых источников пополнения бюджета, чтобы избежать социальной нестабильности и экономического спада. 

Логичным выходом может стать изменение фискальной политики. Сейчас выбранная властью стратегия лежит в области изменения налогового администрирования без прямого роста налогов  и роста неналоговых платежей. 

В послании Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года В.Путин сказал о необходимости «зафиксировать действующие налоговые условия» для бизнеса и  заявил о введении налогового моратория на 4 года. Анализируя изменения в НК РФ, можно сделать вывод, что, действительно, пока меняется только налоговое администрирование. 

Во-первых, произошло реформирование системы сбора фискальных платежей. В январе был подписан указ о назначении ФНС единым органом, администрирующим все налоговые и неналоговые платежи, в том числе страховые.

Во-вторых, пополнение бюджета может быть реализовано путем «обеления экономики». Так, открытый в 2015 году ФЦОД в Дубне позволит сопоставлять данные по всей стране, что существенно снизит возможности применения механизмов уклонения от уплаты налогов. Также с 2018 года все кассовые чеки будут в онлайн режиме отправляться в налоговые органы.

В-третьих, пополнение бюджета возможно за счет возвращения рент. Например, плата за пользование дорожной инфраструктурой, уплата налога на имущество физлиц по кадастровой стоимости и т.д.

Конечно, фискальная политика влияет на экономический рост, следовательно, необходима ее оптимизация.

Однако есть меры, которые в большей степени способны стимулировать экономически активное население заниматься бизнесом и предпринимательской деятельностью и тем самым стимулировать экономический рост. Одна из них – более широкое распространение ЕНВД. Особенность ЕНВД такова, что размер налоговых обязательств постоянен и не зависит от эффективности работы компании, величины ее выручки, прибыли. В таких условиях предприниматель может оставить себе большую долю полученного дохода при неизменности использованных ресурсов, что, несомненно, стимулирует его быть более эффективным. 

В докладе анализируются следующие ключевые моменты:

  • предпосылки необходимости введения изменений в фискальной политике с целью стимулирования роста в экономике;
  • изменения в НК РФ в области взыскания платежей;
  • создание мегарегулятора ФНС, осуществляющего руководство и сбор всех платежей;
  • пути пополнения бюджета с помощью возвращения рент;
  • поведенческие последствия внедрения новой фискальной политики.