АДМИНИСТРИРОВАНИЕ АКЦИЗОВ НА ТАБАЧНУЮ И АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ

Опубликовано: Научно-информационный журнал "Экономические науки" #2 (183), 29/02/2020

Текст: М.А.Евневич, Д.В.Ябурова

Евневич Мария Александровна

кандидат экономических наук

доцент, доцент кафедры экономики предприятия

и предпринимательства

Санкт-Петербургский государственный университет

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9

 

Иванова Динара Владимировна

кандидат экономических наук

ассистент кафедры экономики предприятия

и предпринимательства

Санкт-Петербургский государственный университет

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9

 

Evnevich Maria Aleksandrovna

Candidate of Economics (PhD)

Docent, Associate Professor of the Department of Business Economics and Entrepreneurship

St. Petersburg State University

199034, Saint Petersburg, Universitetskaya nab., 7-9

m.evnevich@spbu.ru

 

Ivanova Dinara Vladimirovna

Candidate of Economics (PhD)

Assistant professor of the Department of Business Economics and Entrepreneurship

St. Petersburg State University

199034, Saint Petersburg, Universitetskaya nab., 7-9

d.v.ivanova@spbu.ru

 

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ АКЦИЗОВ НА ТАБАЧНУЮ И АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ

ADMINISTRATION OF EXCISE TAXES ON TOBACCO AND ALCOHOL PRODUCTS

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме уклонения от уплаты акцизов на примере табачной и алкогольной продукции, а также мерам в области ужесточения контроля и администрирования их реализации. Приведена статистика по собираемости акцизов, динамика изменения акцизных ставок и минимальных розничных цен. Предложены мероприятия, способствующие минимизации количества правонарушений при реализации подакцизных товаров.

ANNOTATION

The article is devoted to the problem of tax evasion by the example of tobacco and alcohol products, as well as measures tightening control and administration of sale of excise goods. The statistics on the collection of excise taxes, the dynamics of changes in excise rates and minimum retail prices are presented. Measures to reduce the number of violations in the sale of excisable goods are proposed.

Ключевые слова: акцизы, налоговые поступления, уклонение от налогов, собираемость налогов, минимальные розничные цены.

Keywords: excise taxes, tax revenues, tax evasion, tax collection, minimum retail prices.

 

         По данным ФНС, в 2019 году собираемость акцизов за январь-август в консолидированный бюджет сократилась на 20%, упав с 996,6 млрд. руб. в 2018 до 797,5 млрд в 2019 г. [5] Собираемость акцизов зависит от региональных особенностей, объема реализации подакцизной продукции, уровня контрафакта и контрабанды, а так же от климата и жесткости условий ведения деятельности со стороны государства.

         В последние годы правительством постепенно ужесточается администрирование и контроль деятельности в области реализации подакцизных товаров с целью повышения собираемости налога. Такие меры с одной стороны позволяют вытеснить нечестных игроков с рынка, с другой стороны стимулируют их к поиску новых решений для уклонения от легальной продажи продукции.

Меры, направленные на легализацию реализации, зависят от группы подакцизных товаров. Рассмотрим примеры по легализации продажи подакцизных товаров на примере алкогольной и табачной продукции.

 

ТАБАЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ

За январь-ноябрь 2017 года было начислено к уплате 525,5 млрд руб. акцизов на табачную продукцию, в январе-ноябре 2018 года – 526,9 млрд руб., прирост составил 0,3% (см. рис.1). При этом доход в бюджетную систему составил 525,9 млрд. руб. и 524,4 млрд. руб. за аналогичные периоды соответственно (-0,3%).  [7]

Рис. 1. Доходы от акцизов на табачную продукцию, производимую на России

        

         Объем поступлений от реализации табачной продукции в 2018 году в целом составил 583 млрд. руб. от уплаты акцизов и 113 млрд. руб. от уплаты НДС.

         На территории России до 2019 года существует ограничение в области отпускной цены на табачную продукцию. Цена реализации не должна быть ниже минимальной и выше максимальной цены. При этом минимальная цена – это цена, по которой изделие не может быть продано конечному потребителю ни розничным магазином, ни индивидуальным предпринимателем, ни предприятиями сферы общепита, и составляет 75% от максимальной цены. Максимальная цена в свою очередь устанавливается производителем товара самостоятельно по каждой пачке сигарет и отдельно по каждой марке.

19 ноября 2019 года был предложен проект изменений в Налоговый Кодекс, предлагающий новый принцип установления минимальных цен на сигареты и папиросы с целью легализации продажи табачной продукции. По мнению авторов законопроекта, отсутствие минимального ценового порога влечет за собой насыщение рынка нелегальным товаром по настолько низким ценам, что они могут быть ниже суммы налогов. [1] Законопроект выдвигает новые принципы расчета минимальной и максимальной цены:

  1. максимальная цена – цена реализации товара в розницу;
  2. расчет минимальной цены предполагается по формуле, учитывающей минимальную ставку акциза, НДС и налоги в области производства и ввоза продукции с поправкой на повышающий коэффициент 1,4.

По мнению авторов законопроекта, минимальная цена в 2019 году составила бы 86,28 руб. за пачку сигарет.

         Другой мерой регулирования легальности реализации подакцизных товаров является повышение ставок. На рис.2 и 3 представлена динамика изменения элементов комбинированной ставки на сигареты и папиросы и другую табачную продукцию. [4]

Рис. 2. Динамика изменения комбинированной ставки на акцизы на сигареты и папиросы

 

Рис. 3. Динамика изменения ставки акцизов на табак, кроме сигарет и папирос

Как видно из диаграмм, в период 2015-2021гг. размер ставки увеличился почти в 2 раза. Данный рост ставок в совокупности с введением минимальных цен реализации табачных изделий с учетом налогов и других платежей может привести к росту общего уровня цен на табак.

Аналитическое исследование Nielsen в ходе исследования выяснило, что доля контрабанды и контрафакта сигарет в России стремительно растет. [6] За 2018-2019 гг. их доля увеличилась с 8,4% до 15,6%. В исследовании принимали участие города с население от 50 тыс. человек и небольшие населенные пункты. В период с января по сентябрь 2019 года было собрано более 15 тысяч пустых пачек сигарет в 225 городах России, включая 89 крупных городов. Анализом собранных пачек занимались владельцы и представители табачных компаний. Все подделки, упаковки с поддельной акцизной маркой, упаковки без надписей на русском языке и без российской акцизной марки были отнесены к нелегальной продукции.

К крупнейшим источникам поставок нелегальной табачной продукции были отнесены Беларусь (36%), Казахстан (8,9%) и Армения (8,8%). Производители стран ЕАЭС составляют 55,4% от объема незаконного табака. На втором месте с долей 15,7% страны дальнего зарубежья (Иран, Ирак, ОАЭ). На третьем месте – произведенная в РФ табачная продукция с сомнительной акцизной маркой (9,6%).

К причинам, по которым продукция ближайшего зарубежья является популярной, относятся:

  • падение покупательной способности;
  • близость к границе;
  • логистическая доступность;
  • низкие цены.

Стоит отдельно остановиться на низкой цене реализации. Цена нелегальной пачки сигарет составляет 40-50 рублей, что, безусловно, является привлекательным фактором для населения в условиях ограниченности денежных средств, в особенности для жителей населенных пунктов в сельской местности.

Жители мегаполисов также склонны к приобретению нелегального табака. Рост объема реализации такой продукции в Москве вырос с 4% до 7,3% за 2018-2019 гг., а в Санкт-Петербурге – с 3% до 6%.

Таким образом, с целью снижения уровня реализации нелегальной табачной продукции необходимо принятие мер, ужесточающих условия ведения деятельности. Помимо вышеупомянутых минимальных цен, требуется увеличение ответственности за правонарушения, обязательная маркировка изделий, регулирование перевозок через границу РФ, а также унифицированные требования к производственному оборудованию и правила ликвидации конфиската.

 

КРЕПКИЙ АЛКОГОЛЬ

В течение 2010-2018 гг. объем производства крепкого алкоголя в России сократился на 24%, слабой алкогольной продукции – на 84%, пива – на 32%. Этому поспособствовало жесткое регулирование отрасли. Были внедрены ограничения по рекламе алкоголя: в 1996 году запрещена реклама крепкого алкоголя на ТВ, в 2006 году запрещена реклама алкоголя на радио, в 2012 году запрещена реклама любых алкогольных напитков на ТВ и радио. Вступили в действие ограничения на реализацию алкоголя с 23 до 8 часов, запрет на продажу пива в ночное время, запрет продажи алкоголя на заправках. В области администрирования в 2006 году была внедрена система ЕГАИС, контролирующая производство алкоголя, а в 2016 году данная система распространилась и на розничные продажи. И, по аналогии с табачной продукцией, в алкогольной отрасли действует ежегодное повышение ставок акциза, а также минимальные розничные цены с 2010 года. [3] На рис. 4 и 5 представлена динамика изменения ставок акциза на различную алкогольную продукцию в период 2008-2017 гг.

Рис. 4. Динамика ставок акцизов на алкогольную продукцию крепостью менее и более 9% в 2008-2017 гг.

Источник: составлено автором на основе НК РФ

 

Рис. 5. Динамика ставок акцизов на вина и пиво в 2008-2017 гг.

Источник: составлено автором на основе НК РФ

         Можно заметить, что за 10 лет ставки на алкогольную продукцию крепостью свыше 9% увеличились в три раза, а крепостью менее 9% - почти в 4 раза. Ставки на вина натуральные увеличилась в 4 раза, на пиво – в 7 раз, а на вина шампанские и игристые – в 78 раз.

Изменение акцизных ставок происходит не только в России. В табл.1 представлен сравнительный анализ акцизных ставок в странах ЕАЭС на этиловый спирт, используемый для производства алкогольной продукции.

 

Таблица 1. Динамика акцизных ставок на этиловый спирт в странах ЕАЭС, руб./литр

 

 

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Россия

59

74

93

102

107

107

Республика Армения

46,6

54,6

76

125,2

108,7

117,3

Республика Казахстан

12,6

12,6

16,6

11,7

0

0

Республика Беларусь

0

0

0

0

0

0

Киргизская Республика

229,9

248,9

329,5

334,7

296,4

317,3

Источник: Рынок алкоголя и табачной продукции за 2018 год. Аналитический центр при Правительстве РФ. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/21614.pdf

 

При этом изменение размера ставок может быть как в виде ее увеличения, так или уменьшения.

В алкогольной отрасли так же действуют минимальные цены, внедрение которых направлено на снижение теневого производства. Размер минимальной цены рассчитывается исходя из затрат на производство, амортизацию, сырье, рентабельность, сумм налога, инфляции и других составляющих.

1 января 2019 года были повышены минимальные розничные цены на алкоголь крепостью свыше 28% – водку, коньяк и бренди. Динамика изменения минимальной розничной цены на крепкие напитки в расчете на 0,5 литров за 2017-2020 гг. представлена в табл. 2. [8, 9, 10]

 

Таблица 2. Динамика изменения минимальной розничной цены на крепкие напитки в расчете на 0,5 литров

 

2017

2018

2019

2020

Водка

190

205

215

230

Бренди и другая алкогольная продукция, произведенная из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового дистиллятов (кроме коньяка)

293

293

307

315

Коньяк

322

371

388

433

 

При этом происходит рост потребительских цен. Например, если цена на водку составляла 583 руб./литр в 2016 году, то в 2018 году – уже 604,4 руб./литр. Динамика изменения цены реализации за 2016-2018 гг. представлена в рис. 6.

 

Рис.6. Потребительские цены на водку 2016-2018 гг., руб./литр

 

В начале октября 2019 года Всемирная Организация Здравоохранения сообщила о значительном снижении количества смертей, связанных с употреблением алкоголя. По словам экспертов, причиной является комплекс мер по контролю над алкогольной продукцией, реализуемых государством с 2003 года. В результате за период 2003-2018 гг., смертность у мужчин снизилась на 39%, а у женщин на 36%. [2] Значит, меры по повышению контроля легальности реализации подакцизных товаров имеют положительный социальный эффект.

 

         Таким образом, ситуация на рынке подакцизных товаров принимает масштабный характер. Доля нелегально реализованной табачной и алкогольной продукции растет. В качестве противодействия уже установлены минимальные и максимальные цены для оптовых и розничных продавцов, ежегодно повышаются ставки акцизов, внедрены системы отслеживания производства и продажи алкоголя в режиме реального времени и т.д. Однако этих мер недостаточно, и во избежание ведения незаконной деятельности необходимо ускорить принятие законопроектов, еще больше ужесточающих правила поведения игроков на рынке.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. В Госдуме предложили ввести единую минимальную цену на сигареты. 19.11.2019 URL: https://ria.ru/20191119/1561131392.html
  2. В России зафиксировано резкое снижение смертности от алкоголя. URL: https://www.dp.ru/a/2019/10/01/V_Rossii_zafiksirovali_re
  3. Гальчева А., Левинская А. Власти сочли недостижимыми свои цели по борьбе с нелегальным алкоголем. 17.10.2019. URL: https://www.rbc.ru/economics/17/10/2019/5da5baff9a7947b9dbfcb123
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019)
  5. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-август 2018-2019 гг. Налоговая аналитика ФНС. URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm
  6. Романова Т. В России стали купить больше нелегальных сигарет. 27.11.2019. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/11/27/817321-sigaret
  7. Рынок алкоголя и табачной продукции за 2018 год. Аналитический центр при Правительстве РФ. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/21614.pdf
  8. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.2016 № 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов" (Зарегистрирован 31.05.2016 № 42365). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201606020046
  9. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 14.12.2018 № 267н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов" (Зарегистрирован 20.12.2018 № 53080). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201812210031
  10. Проект Приказа Министерства финансов РФ "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов, и о признании утратившим силу приказа Минфина России от 11 мая 2016 г. № 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов" (подготовлен Минфином России 21.10.2019). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56710876/

 

REFERENCES

  1. V Gosdume predlozhili vvesti edinuyu minimal'nuyu cenu na sigarety [The State Duma proposed to introduce a single minimum price for cigarettes]. 19.11.2019 URL: https://ria.ru/20191119/1561131392.html
  2. V Rossii zafiksirovano rezko snizhenie smertnosti ot alkogolya [In Russia recorded a sharp decline in mortality from alcohol]. URL: https://www.dp.ru/a/2019/10/01/V_Rossii_zafiksirovali_re
  3. Gal'cheva A., Levinskaya A. Vlasti sochli nedostizhimymi svoi celi po bor'be s nelegal'nym alkogolem [The authorities found their goals to combat illegal alcohol unattainable]. 17.10.2019. URL: https://www.rbc.ru/economics/17/10/2019/5da5baff9a7947b9dbfcb123
  4. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraya)" ot 05.08.2000 N 117-FZ (red. ot 29.09.2019) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.11.2019)

[The Tax Code of the Russian Federation (Part Two) "dated 05.08.2000 N 117-FZ (as amended on 09/29/2019) (as amended and supplemented, entered into force on 01/01/2019)]

  1. Postupleniya po vidam nalogov v konsolidirovannyj byudzhet RF za yanvar'-avgust 2018-2019 gg. Nalogovaya analitika FNS [Revenues by type of tax to the consolidated budget of the Russian Federation for January-August 2018-2019. Tax analytics FTS]. URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm
  2. Romanova T. V Rossii stali kupit' bol'she nelegal'nyh sigaret [In Russia people began to buy more illegal cigarettes]. 27.11.2019. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/11/27/817321-sigaret
  3. Rynok alkogolya i tabachnoj produkcii za 2018 god. Analiticheskij centr pri Pravitel'stve RF [Alcohol and tobacco market in 2018. Analytical Center under the Government of the Russian Federation]. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/21614.pdf
  4. Prikaz Ministerstva finansov Rossijskoj Federacii ot 11.05.2016 № 58n "Ob ustanovlenii cen, ne nizhe kotoryh osushchestvlyayutsya zakupka (za isklyucheniem importa), postavki (za isklyucheniem eksporta) i roznichnaya prodazha alkogol'noj produkcii krepost'yu svyshe 28 procentov" (Zaregistrirovan 31.05.2016 № 42365). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201606020046
  5. Prikaz Ministerstva finansov Rossijskoj Federacii ot 14.12.2018 № 267n "O vnesenii izmenenij v prikaz Ministerstva finansov Rossijskoj Federacii ot 11 maya 2016 g. № 58n "Ob ustanovlenii cen, ne nizhe kotoryh osushchestvlyayutsya zakupka (za isklyucheniem importa), postavki (za isklyucheniem eksporta) i roznichnaya prodazha alkogol'noj produkcii krepost'yu svyshe 28 procentov" (Zaregistrirovan 20.12.2018 № 53080). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201812210031
  6. Proekt Prikaza Ministerstva finansov RF "Ob ustanovlenii cen, ne nizhe kotoryh osushchestvlyayutsya zakupka (za isklyucheniem importa), postavki (za isklyucheniem eksporta) i roznichnaya prodazha alkogol'noj produkcii krepost'yu svyshe 28 procentov, i o priznanii utrativshim silu prikaza Minfina Rossii ot 11 maya 2016 g. № 58n "Ob ustanovlenii cen, ne nizhe kotoryh osushchestvlyayutsya zakupka (za isklyucheniem importa), postavki (za isklyucheniem eksporta) i roznichnaya prodazha alkogol'noj produkcii krepost'yu svyshe 28 procentov" (podgotovlen Minfinom Rossii 21.10.2019). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56710876/