МИНИМАЛЬНЫЕ ЦЕНЫ И ДРУГИЕ БАРЬЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УКЛОНЕНИЮ ОТ УПЛАТЫ АКЦИЗОВ

Опубликовано: АРХИТЕКТОНИКА СОВРЕМЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ, 2020 г.

Текст: Евневич М.А., Иванова Д.В.

Евневич Мария Александровна

кандидат экономических наук

доцент кафедры экономики предприятия

и предпринимательства СПбГУ

m.evnevich@spbu.ru

 

Иванова Динара Владимировна

кандидат экономических наук

ассистент кафедры экономики предприятия

и предпринимательства СПбГУ

d.v.ivanova@spbu.ru

 

Согласно данным Федеральной налоговой службы, за январь-август 2019 года произошло сокращение на 20% собираемости акцизов в консолидированный бюджет по сравнению с 2018 годом, и объем поступлений составил 996,6 млрд руб. и 797,5 млрд руб. соответственно [7].

Собираемость варьируется в зависимости от регионов. Например, в Татарстане поступление акцизов за 2018г. составило 28,7 млрд руб., сократившись относительно 2017г. на 28,3% (- 11,4 млрд рублей). [6] Наибольшее снижение произошло в акцизе на спирт и алкогольную продукцию – собираемость упала на 7,3 млрд руб. (-31,9%). Одной из причин стала досрочная уплата акцизов в размере 2,7 млрд руб. в конце 2017 года. Однако основная доля снижения вызвана 3%-ным спадом розничной реализации алкогольной продукции.

Снижение реализации подакцизной продукции в свою очередь обусловлено ростом продажи нелегальной продукции. Правительство вводит все более жесткие условия для осуществления контроля за легальностью реализации подакцизных товаров: ежегодно растут ставки почти по всем подакцизным товарам, вводятся системы контроля реализации, минимальные и максимальные цены реализации и т.д. Это вынуждает ритейлеров либо уходить с рынка, либо искать новые пути уклонения от легальной реализации.

Рассмотрим меры борьбы с уклонением от уплаты акцизов на примере табачной продукции и алкоголя.

 

ТАБАЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ

 

Отрасль табачной продукции является одним из важнейших источников налоговых поступлений в федеральный бюджет.

На рисунке 1 представлены доходы от акцизов на табачную продукцию, произведенной на территории РФ за январь-ноябрь 2017 и 2018 гг. [9]

 

Рисунок 1. Доходы от акцизов на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации.

В течение 2018 года объем поступлений от уплаты акцизов от табачной продукции составлял 583 млрд руб. и 113 млрд от уплаты НДС.

На территории РФ до 2019 года действует запрет на продажу табачных изделий выше максимальной и ниже минимальной цены. На конец 2019 года минимальная розничная цена табачной продукции – это цена, ниже которой изделия не могут быть проданы конечным потребителям ни розничными торговцами, предприятиями общественного питания и сферы услуг и индивидуальными предпринимателями. Минимальная цена составляет 75% от максимальной цены. При этом максимальная цена устанавливается налогоплательщиком-производителем самостоятельно на каждую пачку табачных изделий и отдельно по каждой его марке. Информация о максимальной розничной цене должна быть предоставлена налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета (таможенный орган по месту оформления подакцизных товаров) по каждому наименованию табачного изделия.

19 ноября 2019 года в Госдуме предложили проект поправок в Налоговый Кодекс по установлению минимальной цены на табачные изделия, такие как сигареты и папиросы. Авторами законопроекта является группа депутатов: Сергей Катасонов (ЛДПР), Алексей Веллер, Айрат Фаррахов, Абдулмажид Маграмов, Юрий Кобзев (Единая Россия). Основная цель данной меры – это борьба с продажей нелегальной табачной продукции. По их мнению, ввиду того что на рынке отсутствует минимальный ценовой порог, рынок активно насыщается табачной продукцией нелегального происхождения по необоснованно низким ценам, которые зачастую даже ниже суммы налогов. Установление минимальной цены позволит потребителям, правоохранительным и контролирующим органам выявлять нелегальную продукцию. Вступление законопроекта в силу ожидается спустя 180 дней после его официального опубликования.

Информация по предлагаемому законопроекту представлена в электронной базе нижней палаты парламента. Законопроект предполагает изменение расчета максимальной и минимальной цены на табачные изделия. Так, максимальная цена – это цена реализации товара в розницу, при этом она так же будет устанавливаться отдельно по каждой марке изделия и не должна быть ниже минимальной цены. Что касается минимальной цены, то для ее расчета будет применяться формула, учитывающая минимальную ставку акциза на пачку, НДС и действующие на момент производства и ввоза продукции в России ставки налогов, с поправкой на повышающий коэффициент 1,4. По расчетам авторов законопроекта, в 2019 году минимальная цена составила бы 86,28 рублей за пачку табачной продукции. При этом средняя цена легальной пачки сигарет составляет около 115 рублей. По мнению авторов законопроекта, при введении единой минимальной цены в 2019 году изменения бы не коснулись 97% производителей. [1]

Представители отрасли поддерживают данную инициативу. Яна Гуськова, директор департамента по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям «БАТ Россия» (British American Tobacco), заявила, что их компания полностью согласны с данной политикой, и, более того, минимальная цена должна включать как налоговую составляющую, но и производственные, логистические и транзакционные издержки. Введение минимальных цен должно отразиться только на нелегалах, так как добросовестные легальные производители уже учитывают все налоги и другие затраты.

По мнению директора по работе с органами государственной власти JTI Россия Василия Груздева, ущерб бюджету от продажи нелегальных сигарет к концу 2019 года превысит 100 млрд рублей, поэтому установление минимального порога является важным инструментом для решения этого вопроса.

Согласно исследованию аналитического агентства Nielsen, доля контрабанды и контрафакта сигарет в России стремительно растет [8]. Если в 2018 году их объем составлял 8,4%, то в 2019 году достиг 15,6%.

В исследовании 2019 года принимали участия не только города с населением от 50 тыс. человек, но и небольшие населенные пункты. В ходе исследования с января по сентябрь 2019 года было собрано 15050 пустых пачек сигарет на улицах 225 городов России, из которых 89 – крупные и 136 – небольшие города.

В ходе анализа собранных упаковок, к нелегальной продукции были отнесены упаковки без надписей на русском языке и без российской акцизной марки, с поддельной акцизной маркой и просто подделки. В качестве экспертов, осматривающих упаковки сигарет, выступили владельцы и представители брендов.

В результате исследования были выявлены крупнейшие источники поставки нелегального табака:

  • Беларусь – 36%
  • Казахстан – 8.9%
  • Армения – 8.8%

Производители стран ЕАЭС составляют в общем 55,4% объема нелегальных сигарет.

Страны дальнего зарубежья, такие как Иран, Ирак, Арабские Эмираты, Сербия, занимают второе место по поставкам незаконной табачной продукции. Их доля составляет 15,7%.

На третьем месте – табачная продукция, произведенная в России, но с подозрительной акцизной маркой. Ее доля составляет 9,6%.

Популярность продукции ближайших стран можно объяснить несколькими причинами. К ним можно отнести падение покупательной способности, близость к границе со странами ЕАЭС и логистическую доступность.

По словам Галины Родины, вице-президента российской дочерней компании JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям, отмечает, что если стоимость нелегальной пачки сигарет в рознице составляет 40-50 рублей за пачку, то ее средняя стоимость в России составляет 115 рублей, из которых 62 – сумма акциза и НДС.

Илона Миртова, директор по корпоративным и юридическим вопросам «Империал тобакко», утверждает, что жители населенных пунктов в сельской местности наиболее склонны приобретать нелегальную продукцию, так как их покупательная способность ниже, чем у жителей мегаполисов.

Что касается крупнейших мегаполисов, то доля незаконной продукции также растет. В Москве в 2018 году объем нелегальной продукции составлял 4%, а в 2019 году – 7,3%. В Санкт-Петербурге в 2018 году объем незаконной табачной продукции составлял 3% и вырос в 2019 в 2 раза до 6%.

 

Стоит отдельно рассмотреть рост ставки акцизов на табачную продукцию. В таблице 1, 2 представлена динамика ставок (согласно ст.193 НК РФ). [4]

 

Таблица 1

Динамика изменения комбинированной ставки на акцизы на сигареты и папиросы

 

Сигареты, папиросы

Налоговая ставка с 01.01.15 по 31.12.2021 (дата ввода новой ставки)

01.01.15

01.01.16

01.04.16

01.01.17

01.07.18

01.01.19

01.01.20

01.01.21

Фиксированная часть комбинированной ставки (за 1000 шт)

960

1200

1 250

1 562

1718

1890

1966

2045

Процентная часть комбинированной ставки (от максимальной розничной цены)

9,0%

9,5%

12%

14,5%

14,5%

14,5%

14,5%

14,5%

В сумме фиксированная и процентная должны давать не менее (за 1000 шт)

1 250

1 600

1 680

2 123

2335

2568

2671

2778

 

 

Таблица 2

Динамика изменения ставки акцизов на табак, кроме сигарет и папирос

Табак

Налоговая ставка с 01.01.15 по 31.12.2021 (дата ввода новой ставки)

01.01.15

01.01.16

01.01.17

01.01.18

01.01.19

01.01.20

01.01.21

Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, кроме сырья табачной продукции (за 1кг)

1800

2000

2520

2772

3050

3172

3299

Сигары (за 1шт)

128

141

171

188

207

215

244

Сигариллы (сигариты), биди, кретек (за 1000 шт)

1920

2112

2428

2671

2938

3055

3177

 

Следует заметить, что за период с 2015 года по 2021 год ставки акцизов вырастут почти в 2 раза. Ввиду постоянного роста акцизной ставки и планируемого введения минимальной цены на табачную продукцию с ориентацией на уровень акциза и других налогов и платежей, ожидается повышение общего уровня цен на табачную продукцию.

Только в период 2008-2014 гг. минимальная ставка акциза на сигареты с фильтром была увеличена более чем в 7 раз, специфическая ставка в 6,6 раз, а адвалорная ставка – на 3 процентных пункта. [5] Это позволило увеличить собираемость налогов в бюджет РФ в 4,88 раза - с 65,3 млрд. руб. в 2008 году до 318,8 млрд. руб. в 2014 году.

 

Другим нарушением при реализации табачной продукции является продажа сигаретных наборов, при котором пачка сигарет продается вместе с сопутствующими товарами, например, с зажигалкой. Такая схема нарушает правило максимальной ставки и до сих пор используется заведениями общепита – кафе и ресторанами. При этом реализация сигарет по цене, выше максимальной, указанной производителем на пачке, влечет за собой штраф. Однако до сих пор реализация сигаретных наборов производится, несмотря на то что Закон РФ «О защите прав потребителя» прямо запрещает обуславливать покупку одного товара приобретением другого. За подобное нарушение компания так же может быть оштрафована.

 

Таким образом, ситуация на рынке табачной продукции достигла максимального уровня. Требуется ускорение принятия законопроектов, способных снизить уровень незаконных товаров, например, через ужесточение ответственности за правонарушения в области продажи табачной продукции.

Более того, требуется обязательная маркировка табачных изделий, контроль и введение ограничений по перевозке табачной продукции через границу РФ, создание единых требований к оборудованию для производства табака, введение правил уничтожения конфиската. Но самой главной мерой противодействия продажи незаконной продукции является установление минимальных цен.

 

КРЕПКИЙ АЛКОГОЛЬ

За последние 10 лет развитие рынка алкоголя происходит в условиях жесткого регулирования со стороны властей: [3]

  • 1996 год — запрет ТВ рекламы крепкого алкоголя;
  • 2006 год —внедрение ЕГАИС в качестве системы контроля за производством алкоголя;
  • 2006 год — запрет рекламы алкоголя на радио;
  • 2010 год — установление нулевого промилле для водителей, с 2013 года норма повышена до 0,35 промилле;
  • 2010 год — введение временного ограничения на розничную продажу алкоголя с 23 до 8 часов (более того, в 2012 году введен запрет на продажу пива ночью);
  • 2010 год — введение минимальных розничных цен на крепкий алкоголь;
  • 2011 год — запрет продажи спиртных напитков на автозаправках;
  • 2012 год — запрет рекламы любых алкогольных напитков на ТВ и радио;
  • 2016 год — ЕГАИС распространена на розничные продажи алкоголя;
  • ежегодное повышение ставок акцизов.

 

В результате таких мер за 2010-2018 гг. произошло сокращение производства крепкой алкогольной продукции на 24%, слабой алкогольной продукции на 84% и пива на 32%.

Оценить рынок алкоголя очень сложно ввиду большого количества его неучтенного реализованного объема. Если легальная реализация контролируется через ЕГАИС Росконтрольрегулированием, то незаконная продажа алкоголя и употребление непищевых жидкостей не поддается измерению. Тем не менее, существуют различные оценки нелегального рынка.

  • В 2014 году IARD (Международный альянс за ответственное употребление алкоголя) оценил нелегальный рынок алкоголя в 38%.
  • Согласно исследованию Высшей школы экономики, в 2015 году рынок нелегального алкоголя составлял 59% от всего объема употребляемого крепкого алкоголя.
  • В 2016 году Виктор Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, оценил долю нелегальной алкогольной продукции в 40%.
  • По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), уровень потребления нелегального алкоголя в России составляет 3,6 литров за 2016 год на душу населения, занимая таким образом третье место в Европе.
  • По оценкам Минздрава, в 2014-2017 году более 50% потребляемого алкоголя было нелегальным. При этом учитывается и потребление самодельного самогона, употребление лекарственных и ветеринарных средств, парфюмерно-косметической продукции вместо алкоголя.

При этом само потребление спиртного снижается. В период 2003-2016 гг употребление алкоголя снизилось на 43%. За 2011-2018 год ежегодное употребление алкоголя сократилось с 18 литров до 9,3 литров чистого спирта, легального и нелегального, сообщает министр здравоохранения Вероника Скворцова. Потребление крепкого алкоголя также сократилось с 9,9 л на душу населения в 2008 году до 5,5 литров в 2017 году. Снижение потребления алкогольной продукции в целом можно связать с автомобилизацией населения, пропаганды ЗОЖ и увеличения количества фитнес-центров, роста развлекательных и досуговых центров. Оценить влияние мер властей и естественного изменения поведения потребителей невозможно.

Основным барьером в борьбе за легализацию алкоголя является очень высокие доходы от этой отрасли, коррумпированность правоохранительных и контролирующих органов, а также низкие доходы населения, отмечает руководитель отделения информатизации и системного анализа в психиатрии Московского НИИ психиатрии Александр Немцов.

Возвращаясь к мерам регулирования легальности реализации алкоголя, стоит остановиться на минимальных ценах на товары.

Установление минимальных розничных цен на алкоголь производится Минфином с 2009 года с целью минимизации теневого производства.

С 1 января 2019 года выросли минимальные цены на крепкий алкоголь (крепость свыше 28 %), включая водку, коньяк и бренди. Нововведения повышают цены реализации на водку, коньяк и бренди в среднем на 4,9%. В 2020 году планируется очередное повышение минимальных розничных цен.

Динамика изменения минимальной розничной цены на крепкие напитки в расчете на 0,5 литров представлена на рисунке 2. [10, 11, 12]

 

Рис.2. Динамика изменения минимальной розничной цены на крепкие напитки в расчете на 0,5 литров

Напомним, что минимальные цены на крепкий алкоголь установлены Приказом «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов». Расчет цен производится с учетом затрат на сырье, производство, амортизацию оборудования и другие составляющие себестоимости продукции, рентабельности производства, минимальных оптовых и розничных надбавок, сумм налога, уровня инфляции.

 

При этом потребительские цены также растут. Например, цена на 1 литр водки выросла с 583 руб. в 2016 году до 604,3 руб. в 2018 году (см. рис.3).

Рис.3. Потребительские цены на водку 2016-2018 гг., руб./литр

В октябре 2019 года ВОЗ сообщила о снижении смертности в России ввиду сокращения потребления алкоголя [2]. Принятие правительством мер, включая:

  • ежегодное повышение акцизов;
  • установление минимальных рыночных цен;
  • внедрение систем отслеживания производства;
  • продажа алкоголя в режиме реального времени

не только стимулирует легальную продажу алкоголя и снижение поддельной продукции, тем самым повышая собираемость акцизов, но и имеет положительный социальный эффект.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объем и характер вреда от уклонения от уплаты акцизов принимает масштабный характер. На приведенных примерах алкогольной и табачной продукции можно заметить, что доля контрабанды и контрафакта растет. При этом работа органов совершенствуется за счет ужесточения правил ведения бизнеса с целью вытеснения нечестных игроков: используются цифровые технологии отслеживания реализации продукции, вводятся минимальные и максимальные цены для оптовых и розничных торговцев, постоянно повышаются ставки акцизов и т.д.

Безусловно, эффект от таких ограничений есть, его подтверждает статистика по объемам реализации и мнение представителей бизнеса. Однако появляются новые схемы уклонения от уплаты акцизов, масштаб которых трудно оценить. Таким образом, необходимо создать и поддерживать такие условия, при которых вести нелегальную деятельность будет невозможным.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В Госдуме предложили ввести единую минимальную цену на сигареты. 19.11.2019 URL: https://ria.ru/20191119/1561131392.html
  2. В России с 2020 года вырастут минимальные цены на водку и коньяк. 21.10.2019. URL: https://www.dp.ru/a/2019/10/21/V_Rossii_s_2020_goda_vira
  3. Гальчева А., Левинская А. Власти сочли недостижимыми свои цели по борьбе с нелегальным алкоголем. 17.10.2019. URL: https://www.rbc.ru/economics/17/10/2019/5da5baff9a7947b9dbfcb123
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019)
  5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183748/1f0d06e11d01fb497107328329fc0d54584e8d17/
  6. Поступление налоговых доходов в 2018 году составило 772,5 млрд рублей (Республика Татарстан). 28.01.2019. URL: https://www.nalog.ru/rn16/news/activities_fts/8330018/
  7. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-август 2018-2019 гг. Налоговая аналитика ФНС. URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm
  8. Романова Т. В России стали купить больше нелегальных сигарет. 27.11.2019. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/11/27/817321-sigaret
  9. Рынок алкоголя и табачной продукции за 2018 год. Аналитический центр при Правительстве РФ. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/21614.pdf
  10. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.2016 № 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов" (Зарегистрирован 31.05.2016 № 42365). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201606020046
  11. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 14.12.2018 № 267н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов" (Зарегистрирован 20.12.2018 № 53080). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201812210031
  12. Проект Приказа Министерства финансов РФ "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов, и о признании утратившим силу приказа Минфина России от 11 мая 2016 г. № 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов" (подготовлен Минфином России 21.10.2019). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56710876/