Евневич Мария Александровна
кандидат экономических наук
доцент кафедры экономики предприятия и
предпринимательства СПбГУ
Иванова Динара Владимировна
кандидат экономических наук
старший преподаватель кафедры экономики
предприятия и предпринимательства СПбГУ
Во всех странах мира присутствует теневая экономика. Теневая экономика является индикатором, оценивающим финансовое и социальное «здоровье» общества и функционирование государства. Теневая экономика включает в себя и скрытое перераспределение легальных доходов, и незаконный оборот товаров и услуг на рынке, и невозможность контроля доходов государством в целом.[1]
Рис.1. Размер теневого сектора экономики России, Росстат
Доля скрытой экономики в процентах от ВВП снижается, но ее абсолютный объем практически не меняется (рис.1). В результате бюджетная система из-за неформальной занятости недополучает около 3 трлн. руб. ежегодно. Вывод таких ведущих предпринимательскую деятельность лиц из налоговой тени очень сложен, т.к. в основном они сконцентрированы в сферах услуг, мелкого производства и ремонта. Легализация такой деятельности и административное воздействие на категорию «скрытых» налогоплательщиков минимальны, но государством вводится ряд стимулирующих и контролирующих мер, включая требование ввести онлайн-кассы нового типа, участие банков в контроле над операциями по счетам, внедрение нового специального налогового режима налог на профессиональный доход.
- Применение контрольно-кассовой техники (ККТ) нового типа с отправкой чеков в налоговую
До 2017 года предприниматели и организации, в том числе и малый и средний бизнес, могли работать без касс. Достаточно было выдать покупателю бланк строгой отчетности (БСО). При этом организации на ЕНВД и ПСН могли принимать оплату от физических лиц без выдачи каких-либо документов и выписывать чек по запросу покупателя. Сейчас у всех компаний и предпринимателей возникло обязательство заменить старую кассу на онлайн-кассу нового типа.
Схему работы организаций с ККТ изменил Федеральный закон № 290-ФЗ от 03.07.2016, который внес поправки в действующий Федеральный закон N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Данный ФЗ обязал бизнес использовать исключительно контрольно-кассовые аппараты с функцией передачи данных в налоговые органы по интернету при расчете с физлицами. Таким образом, с середины 2017 года многие компании перешли на онлайн-кассы.
Онлайн-касса – это устройство, которые выдает кассовых чек и передает данные о сделке в налоговую инспекцию через интернет. Онлайн-кассой может выступать обычная физическая касса с новым функционалом, а также облачная онлайн-касса для интернет-магазинов в случаях, когда прямого контакта с покупателем не происходит. Во втором случае происходит так называемая аренда облачной онлайн-кассы для онлайн-торговли через посредников. Облачная касса – это услуга по предоставлению функционала онлайн-кассы, оказываемая по подписке. Облачные кассы позволяют сэкономить интернет-магазинам на покупке и подключении физической ККТ. Облачная касса так же формирует электронные чеки, отправляет в ФНС требуемые данные.
Принцип работы касс нового поколения представлен на рис.2.
Рис.2. Алгоритм работы контрольно-кассовой техники нового поколения
Указанный на рисунке оператор фискальных[2] данных (ОФД) – это организация, которая занимается обработкой фискальных данных (информацией о взаиморасчетах между юрлицом и физлицом), а именно получает и проверяет полученные от продавца чеки, систематизирует и хранит в некорректируемом виде, и самое главное – направляет фискальные документы в Федеральную Налоговую Службу. ОФД является посредником, через которого данные о денежных переводах передаются в налоговую службу. Оператор фискальных данных является неотъемлемым звеном в схеме работы ККТ как при оплате в магазине, так и онлайн-оплате в интернет-магазине.
Ввиду того, что за короткий промежуток времени абсолютно все юридические лица невозможно перевести на новые ККТ ввиду таких причин, как нагрузка на регистрацию касс в налоговых органах, дороговизна касс и обслуживания, нехватка касс у поставщиков, государством был установлен годовой мораторий на штрафы[3]. Таким образом, сначала до 1 июля 2019 года от обязательного использования ККТ были освобождены юридические лица, ИП, ИП без сотрудников; затем до октября 2020 года неиспользование ККТ никак не наказывалось штрафами. Однако отныне внедрены серьезные штрафы за неиспользование новых касс: от 30 тысяч рублей до 75% непроведенных сумм для организаций, от 10 тысяч рублей до 25-50% для ИП. Повторное нарушение закона грозит 90-дневной приостановкой деятельности организации. При этом до середины 2021 года отсрочку по установке касс нового типа получили реализующие товары своего производства и оказывающие услуги ИП без сотрудников по трудовым договорам. До 31 декабря 2020 года контроль за порядком применения ККТ приостановлен и проверяться не будет ввиду пандемии. Согласно ст. 4.1.1 КоАП, если малый или средний бизнес впервые ловят на правонарушении, связанном с неприменением или неправильным применением ККТ, то вначале ему обязаны выписать предупреждение. И только если правонарушение было совершено повторно, следует штраф.
На 2020 год реформа в сфере применения ККТ подходит к завершению. В соответствии с ФЗ №54 организации и предприниматели обязаны применять при приеме оплаты от физических лиц новые ККТ. Данная обязанность распространяется на все формы бизнеса независимо от применяемой системы налогообложения за исключением бюджетных организаций и ТСЖ: как розничные компании, кафе и рестораны, аптеки, так и операторы связи, охранные компании, такси и ЖКС – все, кто так или иначе оказывает услуги населению.
Информация, полученная через онлайн-кассы, начиная с 2021 года будет использоваться в качестве массива больших данных для расчета инфляции. По словам заместителя руководителя Росстата по цифровой трансформации Г.Остапенко в ноябре 2020 года, статистика по транзакциям бизнеса будет предоставляться Федеральной налоговой службой Росстату для расчета инфляции в части административных данных.[4] Если сейчас данные для расчета индекса собираются вручную и включают работу более 1 тыс. сотрудников в разных регионах по изучению 400 товаров и 120 услуг, то с данными онлайн-касс планируется увеличение наблюдаемой базы товаров и услуг до тысячи позиций.[5] Расчет по новой методике будет производиться на основе данных ККТ и искусственного интеллекта. Такой расчет может повысить доверие к официальной статистике. В ходе эксперимента Росстата в 2020 году степень совпадения цен на отдельные товары, собранных ручным другом и за счет ККТ, составляет 95%. Роль искусственного интеллекта будет заключаться в распределении неструктурированных данных на категории (конкретные товары, работы, услуги) ввиду различного написания и сокращений одних и тех же наименований товаров в чеках разных магазинов, различной фасовки (штуки, вес). Применение данных ККТ позволит качественно повысить количество наблюдаемых цен и количество наблюдаемых населенных пунктов, а также уточнить структуру потребления.
Говоря об итогах действия кассовой реформы, за период внедрения онлайн-касс с 1 февраля по апрель 2017 года в ФНС поступили данные 863 млн. чеков на общую сумму 434 млрд руб. За первый квартал 2017 года поступления налогов в консолидированный бюджет РФ выросли на 30,8%, до 4,2 трлн руб., в федеральный — на 45,5%, до 2,4 трлн руб.[6] Собираемость налога на прибыль увеличилась на 33%, НДС – на 17%, НДФЛ – на 7%, акцизы – на 34% (включая увеличение сборов акцизов на алкоголь на 42%). Данный эффект был получен за синергическим эффектом от применения АСК НДС, внедрения онлайн-касс и новых подходов по выводу теневого бизнеса. На 5 июля 2017 года на учет было уже поставлено 850 тысяч онлайн-касс, что составляет 74% всех зарегистрированных в России кассовых аппаратов. В июле 2018 число онлайн-касс достигло 2 млн. штук.[7] В феврале 2019 года свыше 888 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей зарегистрировали более 2,4 миллиона кассовых аппаратов.
Согласно отчету деятельности ФНС в январе-сентябре 2019 года в сутки пробивались 200 млн. чеков на сумму более 125 млрд. руб. За этот период было проведено более 43 тыс. проверок соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения, а также полноты учета выручки денежных средств, по результатам которых установлено более 42 тыс. нарушений, при этом результативность проверок составила 95,9%. В ходе выявленных нарушений были предъявлены штрафные санкции на сумму более 217 млн. руб. Было создано мобильное приложение, в котором граждане могут самостоятельно проверить корректность кассового чека, а также публичный сервис ФНС России «API Проверка чеков». С помощью данных инструментов ежедневно проходят проверку более 720 тыс. чеков.
По итогам периода январь-декабрь 2019 года количество зарегистрированных ККТ достигло более 3,2 единиц. Было проведено более 75 тыс. проверок соблюдения требований к ККТ, в ходе которых были выявлены нарушения и предъявлены штрафные санкции на более 557 млрд. руб.
К концу первого квартала 2020 года количество зарегистрированных ККТ составило уже 3,3 млрд. единиц. За три месяца было проведено более 27 тыс. проверок соблюдения требований к ККТ, объем штрафных санкций за выявленные нарушения составил более 17 млн. руб.
На рис.3 предоставлена динамика роста регистрации ККТ 2017-2020 гг.
Рис.3. Динамика роста зарегистрированных онлайн-касс нового поколения
В целом, сравнивая 2016 год и начало 2020 года, налоговые сборы выросли в 1,5 раза, выездных проверок в 2019 году стало меньше на 34,4% по сравнению с 2018 годом и почти вчетверо при сравнении с 2015 годом.
Таким образом, внедрение онлайн-касс нового типа является не только технологией по цифровизации и сбору данных, но и одним из способов избегания тенизации доходов. Онлайн-кассы позволяют контролировать получение доходов компаниями в режиме реального времени. Данная технология передачи информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов позволит рынку стать более прозрачным, простимулирует развитие бизнеса.[8]
- Контроль банками операций бизнеса
Другим методом контроля правомерности денежных поступлений и учета их в качестве дохода является контроль банками операций по переводам. В ужесточении государством контроля за бизнесом банки играют важную роль.
Центробанком разработаны «Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» от 21 июля 2017 г N 18-МР и «Методические рекомендации об отражении операций в форме отчетности 0409401 "Отчет уполномоченного банка об иностранных операциях" от 26 июня 2019 г. N 19-МР. Данные рекомендации основаны на требованиях закона № 115-ФЗ «О легализации и противодействию коррупции». Данные рекомендации позволяет банку и финмониторингу распознать подозрительные операции: реальность деятельности клиента, экономический смысл операций. Также проверяются операции стоимостью свыше 600 тыс. руб., при этом дробление этой суммы во избежание проверок, наоборот, привлекает больше внимания, и лучше провести полноценную операцию на крупную сумму и предоставить органам документы по сделке.
Внимание банка могут привлечь следующие операции:
- Транзитные операции, когда полученная сумма от одного контрагента переводится другому. Такие операции могут считаться признаком отмывания денег и поэтому проходят проверку на правомерность.
- Контроль банками налоговых отчислений. Согласно инструкции Центробанка, сумма налоговых платежей не должна быть менее 0,9% от дебетового оборота по счету. При этом стоит учитывать, что оборот и налоговая база могут отличаться.
- Соответствие платежей заявленному ОКВЭД. Если перевод происходит за стройматериалы, а поступают за продукты питания, то банк обратит внимание на несоответствие, так как эти виды деятельности не связаны между собой.
- Платежи фирмам-однодневкам. Такие фирмы служат способом обналичивания денежных средств. Однако, реквизиты таких фирм регулярно вносятся в электронные базы Центробанка и ФНС.
- Переводы по агентским договорам. Агентские платежи могут применяться в схемах по уклонению уплаты налогов за счет уменьшения налогооблагаемой базы. При агентском договоре доходом агента является не вся стоимость, а лишь ее часть (вознаграждение) – фиксированная стоимость или процент от сделки. Регулирование банками поступлений по агентским договорам происходит за счет требования и проверки подтверждающих документов, например, агентского договора.
Таким образом, качество и статус контрагентов, суммы операций, объем налоговых отчислений, агентские договора контролируются банками, что позволяет минимизировать неправомерные операции и участие в серых схемах во избежание занижения доходов и налоговой базы.
- Приложение «Мой налог» для самозанятых
С 1 января 2019 года в соответствии с ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ начался эксперимент по введению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», который начал реализацию сначала в 4 регионах: в Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан.
Самозанятые (плательщики налога на профессиональный доход, НПД) обязаны платить налоги в размере от 4 до 6% с полученной выручки от физических или юридических лиц соответственно. Небольшой, льготный размер ставок обосновывается стремлением вывести теневой и частный бизнес в свет и придать им налоговый статус.
Для регистрации в качестве самозанятого было создано специальное мобильное приложение «Мой налог», которое позволяет быстро внести данные регистрируемого. При продаже товара или оказании услуги самозанятому необходимо внести в приложении данные о продаже товара или оказании услуги и выдать чек покупателю. В результате по итогам месяца формируется общая полученная сумма дохода, с которой взимается налог. Однако в реальности не все доходы могут внесены в приложение, особенно при получении денег наличными, тем самым занижается налоговая база. В течение 2019 года контроль за самозанятыми был очень слабый, штрафы не были предусмотрены ни за неправильное внесение данных, ни за сокрытие доходов. Сейчас же самозанятые полностью ответственны за надлежащее ведение деятельности, штраф может быть выписан в случае, если чек не был выдан или выдан с опозданием или нарушением. При этом размер штрафа за первое нарушение – 20% от непробитого чека, а при повторном нарушении в течение 6 месяцев будет взыскано 100% скрытой суммы. Пока сложно отслеживать все не введенные в приложение транзакции, поэтому нарушения выявляются или методом контрольной закупки, или по жалобе клиента, конкурента. Также может быть проведена сверка всех поступлений на карту с данными приложения, при которой разнящиеся поступления могут быть сочтены в качестве дохода и будет назначен штраф. При этом запрос выписки в банке возможен, когда в отношении самозанятого инициирована налоговая проверка. Если же человек ведет предпринимательскую деятельность и не зарегистрирован ни как ИП, ни как самозанятый, то тогда он штрафуется как ведущий предпринимательскую деятельность без регистрации этой деятельности и уплаты налогов с нее. В этом случае будут взысканы НДФЛ 13% от всех незадекларированных доходов, штраф 20-40% от неуплаченной суммы налога (ст.122 НК РФ), 5% от суммы налога за непредоставление 3-НДФЛ (ст. 119 НК РФ), 500-2000 руб. за незаконную предпринимательскую деятельность (ст. 14.1 КоАП РФ). Пока сложно предугадать, какой контроль будет в части незарегистрированных физлиц, ведущим предпринимательскую деятельность, таким как фрилансеры, репетиторы и др. Возможно, будут отслеживать нарушения на основе аналитики данных по переводам и поступлений на карту физического лица.
За 2019 год в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход зарегистрировались более 337,2 тыс. человек, суммарный оборот по которым составил 43,7 млрд рублей.
Несмотря на очевидные пробелы в автоматизации контроля доходов самозанятых, данная система налогообложения за 2019 год принесла в бюджет более 1 137,6 млн. рублей. При этом это и новые зарегистрированные самозанятые, так и ИП, перешедшие на НПД.
С 1 января 2020 года в перечень регионов-участников по установлению специального налогового режима НПД вошли Санкт-Петербург, Волгоградская, Воронежская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Красноярский и Пермский края, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Башкортостан.
За первый квартал 2020 года сумма уплаченного налога составляла уже 811 млн. руб. На 1 апреля 2020 года в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход зарегистрировалось всего более 563,8 тыс. человек, суммарный оборот по которым за I квартал 2020 года составил 25,4 млрд рублей.
Рис.4. Численность зарегистрированных плательщиков налога на профессиональный доход по состоянию на 01.04.2020, тыс. плательщиков
Налог на профессиональный доход – это эксперимент по выводу теневого бизнеса в свет. Пока невозможно полностью контролировать самозанятых и их доходы, и данный специальный налоговый режим будет совершенствоваться.
Нелегальная форма ведения предпринимательской деятельности приводит к недополучению 3 трлн. руб. в бюджетную систему РФ ежегодно. Вывод теневого бизнеса в свет крайне сложен ввиду отсутствия у государства стимулов для добровольной легализации скрытых доходов и незначительных мер административного воздействия. Предпринимаются попытки, стимулирующие и контролирующие доходы физических и юридических лиц, включая применение контрольно-кассовой техники с функцией отправки данных транзакций в налоговую, участие банков в контроле совершаемых операций, а также внедрение нового специального налогового режима НПД. Данные меры уже привели к положительному результату в части обеления доходов и увеличения налоговой базы, но требуют доработки в части освещения всех аспектов их администрирования и контроля.
[1] https://www.rbc.ru/economics/29/08/2019/5d651ed89a79474a0d725030
[2] https://orangedata.ru/ofd
[3] Письмо Минфина № 03-01-15/27087 от 06.04.2020. Письмо ФНС № АБ-4-20/6934@ от 24.04.2020.
[4] https://www.forbes.ru/newsroom/obshchestvo/414993-rosstat-nachnet-schitat-inflyaciyu-po-millionam-cen-s-pomoshchyu
[5] https://www.rbc.ru/economics/30/11/2020/5fc0c9fe9a79472cdddcbd2f Иван Ткачёв, Владислав Скобелев, Юлия Старостина, Ольга Агеева. Росстат начнет считать инфляцию на основе «миллионов» цен. Вместо ручного сбора алгоритмы будут обрабатывать данные онлайн-касс. 30 ноября 2020
[6] https://www.audit-it.ru/news/account/904320.html
[7] https://www.kommersant.ru/doc/3669520
[8] https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6949328/