Поведенческие аспекты взаимодействия государтсва и бизнеса в кризисной экономике

Опубликовано: Межвузовский сборник научных трудов "Предпринимательская компетентность развития человеческого капитала в России" С.176-179, 2016

Текст: Евневич Мария Александровна (Evnevich Maria), к.э.н., доцент Санкт-Петербургского государственного университета

Данные для цитирования:

Евневич М.А. Поведенческие аспекты взаимодействия государства и бизнеса в кризисной экономике // Межвузовский сборник научных трудов  "Предпринимательская компетентность развития человеческого капитала в России" 2016. С.176-179 

Евневич Мария Александровна, к.э.н., доцент Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Аннотация: Статья посвящена проблемам и поведенческим аспектам взаимодействия государственных органов и бизнеса в ситуации кризиса. Макроэкономические долгосрочные цели государства как института зачастую противоречат микроэкономическим краткосрочным целям отдельных чиновников, и это расхождение обостряется в кризис, что оказывает негативное влияние на предпринимательский климат в стране. Попытка «перестать кошмарить бизнес», проводимая на верхних уровнях государственной власти, идёт в разрез с локальными инициативами, направленными на увеличение сборов с бизнеса в бюджет. Также рассмотрено изменение отношения общества к предпринимателям и предпринимательству как следствие заявлений законодателей и освещения информации в СМИ.

Annotation: The material is devoted to problems and behavioral aspects of government-business interrelations in the times of economic crisis. Long-term macroeconomical goals of the state itself come into conflict with short-term micro-economical purposes of governmental officials. This affects investment and entrepreneurial climate in the country negatively. Also there is a strong seduction to blame business in all economical problems of common people, like inflation, reduction in disposable income etc.

Ключевые слова: государство, бизнес, поддержка предпринимательства, экономический кризис, поведенческая экономика, теория стейкхолдеров, антикризисная экономическая политика, налоговый мораторий

Keywords: state, entrepreneurship, business, state support of entrepreneurship, economic crisis, behavioral economics, theory of stakeholders, anti-crisis economic policy, tax moratorium

 

Проблемы взаимодействия предпринимателей и государственных органов обостряется в кризисной экономической ситуации и начинают приобретать поведенческую специфику. Если рассматривать взаимоотношения предпринимательства и государства с точки зрения стейкхолдеров (Э.Фримен) [1], следует учитывать, что государство имеет двойственную природу. С точки зрения конституционной государство – это граждане, то есть, население страны: «Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» [2]. С точки зрения технической государство – это госаппарат, который тоже состоит из людей и органов власти, у каждого из которых свои цели, зачастую не имеющие ничего общего с целями государства как населения в целом. Это различие в целях начинает сильнее всего проявляться в кризисные моменты.

Так, государство как институт обязано проводить социальную политику, обеспечивать безопасность и др.: выплачивать пенсии и зарплату бюджетникам в соответствии с взятыми обязательствами, гарантировать бесплатную медицину и оборону государственной границы. Причём государство как явление, не ограниченное жизнью отдельного индивида, должно делать это максимально долго, стабильно и надёжно. То есть, задача государства – обеспечить исполнение обязательств в долгосрочной перспективе. Государство как совокупность государственных органов и государственных служащих обязано сделать то же самое – обеспечить пенсионеров, чтобы они правильно голосовали, выдать зарплату полицейским, чтобы они не стали зарабатывать на жизнь при помощи табельного оружия и так далее. Только горизонт планирования государственных служащих ограничивается тем временем, в течение которого они собираются замещать свою государственную должность. Интересы госслужащих на их должности довольно узки: это не благо страны в целом, а соблюдение неких KPI и чтобы «сверху» были довольны. Горизонт планирования – краткосрочен. И чем ниже уровень чиновника с точки зрения государственной иерархии, тем меньше у него понимания общегосударственных целей, тем уже его интерес и тем короче горизонт планирования. В отличие от президента, премьер-министра или спикера Совета Федерации мелкий чиновник не стремится войти в историю как выдающийся правитель, он хочет накормить семью, вовремя уйти с работы, выполнить план и чтобы не ругали сверху.

Такая ситуация, естественно, присутствует не только в России: все люди в разных странах более-менее одинаковы в своих желаниях. Но сама государственная система в России более молодая, менее уравновешенная, не все взаимодействия отработаны. Кроме того, ещё и кризисы происходят чаще, поэтому разрыв между целями государства в целом и целями отдельных исполнителей ощутим гораздо сильнее. Ситуация усугубляется неуёмным законотворчеством на всех уровнях, которое в СМИ уже прочно окрестили «взбесившимся принтером[3]». То самое узкое место, где противоречие между макроэкономическими целями государства в целом и микроэкономическими целями отдельных исполнителей проявляется сильнее всего – это взаимодействие государства и бизнеса.

Роль бизнеса в рыночной экономике понятна и без дополнительных уточнений: бизнес формирует налоговые доходы государства, создаёт рабочие места, производит продукцию и услуги, а зачастую и обеспечивает часть социальной политики. И в кризисной ситуации государство, работающее в условиях рыночной экономики, должно не потерять эту «золотую рыбку», которую сильно лихорадит на падающих располагаемых доходах населения. С другой стороны, у каждого государственного органа есть своя задача: кто-то должен собрать налогов не меньше, чем в прошлом году, кто-то арендных платежей в бюджет. И достичь этих показателей непросто в условиях, когда экономический рост отрицательный, выручка и доходы предприятий падают, а некоторые компании вообще банкротятся и закрываются. Попытка компенсировать недособранные средства увеличением нагрузки на всё ещё работающие и прибыльные предприятия путём увеличения частоты проверок и применяя штрафы и прочие санкции не только в долгосрочном, но и в среднесрочном периоде не приводит ни к чему хорошему. Но, тем не менее, «на местах» сотрудники государственных органов и служб зачастую идут именно этим путём.

Именно такая картина характерна для России сейчас. На верхнем уровне управления государство демонстрирует управленческую мудрость: президент В.В. Путин декларирует отказ от увеличения налогов на 4 года [4], губернатор Петербурга Г.С. Полтавченко объявляет мораторий на увеличение ставок аренды городской земли и недвижимости [5] и так далее. Аналогичные явления можно было заметить и в предыдущий кризис, так на тот момент Президент РФ Д.А. Медведев активно призывал «перестать кошмарить бизнес» [6]. Декларативно, для газет и телевидения, всё это выглядит очень правильно и перспективно. Но одновременно происходят обратные процессы. Например, в Петербурге объявлен мораторий на увеличение ставок аренды, но при этом повышается база арендной стоимости. В Петербурге арендные платежи за землю взимаются исходя не из кадастровой стоимости участков земли, а в зависимости от базовой ставки и коэффициента градостроительной ценности. Так вот, в 2015 году были пересмотрены в сторону повышения коэффициенты градостроительной ценности для множества земельных участков, что привело к росту арендной платы без официального роста ставок.

Аналогичная ситуация наблюдается по всей стране в области взимания налога на имущество с объектов недвижимости. С одной стороны, ставки по налогу на недвижимость задекларированы не выше (а во многих регионах – будут ниже), чем были раньше. Но налоговая база возросла многократно, потому что налог начал взиматься не от балансовой стоимости имущества, а от кадастровой, которая была вычислена методом массовой оценки. В результате этой оценки во всех регионах сейчас существует масса объектов, оценённых с ошибками или без учёта специфики. Так или иначе, налоговая нагрузка на бизнес уже начала расти, а когда ставка по налогу на недвижимость будет поднята до заявленного уровня (на это потребуется 1-2 года) станет существенно выше, чем до изменений.

Для органов исполнительной власти дополнительные сборы с бизнеса – это возможность пополнения растущих «дыр» в бюджетах. А вот для органов законодательной власти взаимодействие с бизнесом перешло в сферу PR, и это явление для экономики не менее опасно. Удовлетворённость населения политикой органов государственной власти поддерживается двумя основными факторами: уровнем жизни (назовём его «холодильник») и пропагандой (назовём её «телевизор»). Пока телевизор рассказывает, что всё хорошо, а холодильник это подтверждает, население довольно. Когда холодильник начинает «сбоить», нужна причина. Первая и наиболее очевидная – это действия «внешних врагов». Но проигрывать им долго нельзя, нужен ещё и внутренний враг. Поэтому заявить, что причиной того, что продукты в магазинах подорожали, стал не рост курса валют, а корыстное поведение ретейлеров, оказывается очень соблазнительным ходом. Однако медийное обвинение бизнеса в бедах простого населения не может быть воспринято всерьёз, если не сопровождается конкретными действиями. И здесь начинаются явления, для цивилизованной рыночной экономики немыслимые. Это прокурорские проверки уровня наценки в торговых сетях [7], новый закон о торговле, который регулирует взаимоотношения хозяйствующих субъектов, которые должны бы находиться в сфере свободы договора [8]. И тому подобное. К пиар-атаке на розничную торговлю также можно отнести историю блокадницы, погибшей в отделении полиции после задержания за гипотетическую кражу в магазине «Магнит». За данным событием, вызвавшим широкий общественный резонанс, последовала масса передач в СМИ, где, в том числе, выдвигались тезисы, что «ничего страшного не будет, если воровать в гипермаркетах, у них всё заложено в маржу» [9] и тому подобные. Всё это вызывает отрицательное отношение в обществе к предпринимателям и предпринимательству, что в дальнейшем оказывает негативный эффект на экономический рост и уровень удовлетворённости населения, но – в долгосрочной перспективе. А в краткосрочной проблема на время решается, так как виновный найден.

Для страны с богатым коммунистическо-социалистическим прошлом лозунг «отобрать и поделить» продолжает оставаться соблазнительным. В кризисной ситуации из-за такого подхода, пусть пока только в сфере PR и без перехода его в реальную плоскость, риски для бизнеса существенно возрастают. Кроме того, снижается популярность профессии предпринимателя среди населения. Опросы студентов экономических специальностей ярко демонстрируют, что работа в «Газпроме» гораздо популярнее карьеры малого предпринимателя [10]. А в развитых европейских странах именно малый и средний бизнес считается опорой как экономической, так и социальной и политической стабильности. 

Поведенческое противоречие между реализацией краткосрочных и долгосрочных целей государства разрастается и приводит к негативным тенденциям в экономике в целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Freeman R.E. Strategic Management: A Stakeholder approach, Boston. 1984
  2. Конституция РФ, статья 3.
  3. Госдума: "взбесившийся принтер" или Россия в миниатюре? BBC русская служба новостей. URL: http://www.bbc.com/russian/russia/2013/03/130303_duma_crazy_printer (доступ 29.06.2015)
  4. Г.Набережнов. Путин предложил заморозить рост налогов на четыре года. РБК. URL: http://top.rbc.ru/economics/04/12/2014/54802b6bcbb20f542fbb5983 (доступ 28.06.2015)
  5. КУГИ введет мораторий на повышение ставок на аренду городской земли. Фонтанка.ру. URL: http://www.fontanka.ru/2015/03/12/097/ (доступ 28.06.2015)
  6. Татьяна Зыкова. «Хватит кошмарить бизнес». Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2008/08/07/biznes.html (доступ 29.06.2015)
  7. Московская прокуратура выявила неправомерные наценки в торговых сетях. Правда.ру. URL: http://www.pravda.ru/news/economics/27-01-2015/1245916-moscow-0/
  8. Яровая против торговых сетей. Газета.ру. URL:   http://www.gazeta.ru/business/2015/05/19/6693377.shtml (доступ 28.06.2015)
  9. Программа «Открытая студия», эфир от 17 февраля 2015, 5 канал. URL:   http://www.5-tv.ru/video/508562/ (доступ 29.06.2015)
  10. Российские студенты хотят работать в «Газпроме» и государственных структурах, Комсомольская правда, URL:  http://www.kp.ru/daily/24387/566068/ (доступ 29.06.2015)