Евневич Мария Александровна (Evnevich Maria), к.э.н., доцент Санкт-Петербургского государственного университета
Аннотация. Данная статья посвящена анализу эффективности одного из направлений социальной рекламы, активно распространяемого в крупных городах в последние годы – кампаний по стимулированию соблюдения правил дорожного движения и повышения уровня вежливости на дорогах. Сами компании-инициаторы социальных проектов не измеряют эффективность рекламных кампаний из-за отсутствия коммерции, а также отсроченности эффекта. Тем не менее, оценивать эффективность от социальной рекламы можно по тому эмоциональному воздействию, которое она оказывает на целевую аудиторию. Для этого в августе 2015 года был проведен опрос 80 человек в области восприятия рекламы в зависимости от эмоциональной направленности сообщения. Было выбрано две рекламных кампании: плакаты одной относились к шокирующей рекламе, другой – к ироничной. Результаты исследования показали, что размещение соцрекламы по остаточному принципу не оптимально. Также было выявлено, что ироничная реклама больше привлекает внимание, но менее эффективна, а шокирующая, напротив, менее популярна, но имеет потенциал изменить поведение общества.
Annotation. This article is dedicated to the analysis of effectiveness of one of the areas of social advertising, actively distributed in major cities in recent years - campaigns encouraging the following traffic rules and increasing the level of courtesy on the roads. The companies-initiators of social projects do not measure the effectiveness of ad campaigns. However, it is possible to assess the effectiveness of social advertising by the emotional impact that it has on the audience. For this purpose, in August 2015 we conducted a survey of 80 people in the field of perception of advertising, depending on the emotional kind of the message. Two advertising campaigns were selected: posters of one campaign belonged to shock advertising, and the other to the ironic one. The results showed that the placement of social advertising is not optimal. It was also found that ironic advertising is more attractive but less effective, and shocking, on the contrary, is less popular, but has the potential to change the behavior of society.
Ключевые слова: социальная реклама, эффективность, общество
Keywords: social advertisement, efficiency, society
Социальная реклама является составной частью маркетинга в государственной и общественной сферах, и уровень ее качества, развития и эффективности зависит от того, как именно функционирует маркетинг государственных и общественных организаций. Государственный маркетинг на развивающихся рынках, как правило, не достаточно структурирован, и соцреклама обладает малой эффективностью. В результате индивидов в силу их иррациональности необходимо направлять к правильным поступкам и поведению. Большую роль в этом играет социальная реклама, анализу эффективности которой посвящена данная статья.
Социальная реклама как инструмент воздействия на поведение человека возникла в начале ХХ века. Официальной датой появления первой социальной рекламы в современном понимании считают 1906 год, когда общественная организация “Американская гражданская ассоциация” распространяла лозунги, стимулирующие защитить Ниагарский водопад от вреда, наносимого энергетическими компаниями.
В первую половину ХХ века, в период возникновения государственной политики и политической рекламы, социальная реклама была в большей степени политизированной. Государству необходимо было вовлечь население к присоединению в армию. Например, в России соцреклама содержала в себе лозунги в поддержку Красной армии, сталинского режима, служила военным целям [1](например, лозунг «Ты записался добровольцем?»). Со второй половины ХХ в. плакаты, направленные на общественные проблемы, начали появляться более часто. Появилась реклама, посвященная проблемам здоровья («Кормите ребенка грудью»), экологии и др. Так или иначе, социальная реклама была направлена на достижение целей и интересов государства.
Тем не менее, по словам В.Вайнера, креативного директора Центра рекламных исследований Grand Prix, директор Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway, «в России рынок социальной рекламы только начал формироваться, однако уже «перенасыщен инициативой». Это естественный процесс становления профессионального рынка, и темпы его роста являются показателем запросов на его развитие.
В России на социальную рекламу тратится менее 1% объема рекламного рынка, хотя потребность в подобного рода проектах сегодня уже очевидна и для власти, и для общественности. Так, согласно исследованиям компании РОМИР Мониторинг, 72% опрошенных россиян относится к социальной рекламе в общем положительно, 44% считает, что социальная реклама способна повлиять на решение проблем общества, а 68% респондентов даже критикует государство за плохую пропаганду национальных ценностей и в первую очередь – духовных, нравственных, культурных [2].
В России в настоящее время появилась такая тенденция в развитии социальной рекламы, как появление заинтересованности к соцрекламе не только со стороны госорганов и политических партий, но и общественных и благотворительных организаций, СМИ, групп предпринимателей и предприятий.
Данная статья посвящена анализу эффективности одного из направлений социальной рекламы, ставшего популярным в крупных городах России, – кампаний по стимулированию соблюдения ПДД и повышения уровня вежливости на дорогах. Анализ эффективности любой рекламы затруднен, а социальной – в особенности ввиду таких ее отличительных черт, как отсутствие коммерческой составляющей, отсроченность эффекта и несовпадение организатора рекламы с выгодоприобретателем.
Ситуацию в России осложняет то, что рынок соцрекламы еще не до конца устоялся, и на нем действую много игроков разной степени профессиональности. Социальная реклама размещается такими организациями, как [3]:
- некоммерческие организации (фонды, больницы, клубы);
- ассоциации (Рекламный совет);
- государственные организации (ГИБДД, полиция, налоговая инспекция);
- отдельные компании и их проекты.
По словам В.Вайнера, «рекламной отрасли, даже АКАРу, невыгодно пока ставить вопросы об эффективности, так как для агентств важнее рейтинг креативности АКАР, а не реальное решение социальной проблемы. Поэтому наибольшее влияние на реальное качество социальной рекламы пока оказывают только некоммерческие организации, имеющие четкую миссию, связанную с наличием и рекламой конкретного решения социальной проблемы» [4].
Тем не менее, в данной работе анализируется эффективность соцрекламы, инициированной отдельными частными компаниями (четвертая группа). Так, выбранный для анализа проект «Пробок.нет» сотрудничает с рекламными агентствами, предоставляющие рекламоносители, оставшиеся свободными по остаточному принципу, для размещения плакатов в области ПДД.
Размещение социальной рекламы является инициативой ее организаторов, причем чаще всего они не отслеживают ее эффективности, потому что не ставят конкретных задач и не следят за полученным эффектом. Согласно Н.Гладких, исполнительного директора Центра рекламных исследований Grand Prix, «сложно оценивать эффективность социальной рекламы в нашей стране «в целом». И в первую очередь потому, что часто неясен собственно эффект, ради которого создается рекламная коммуникация».
Однако, оценка эффективности социальной рекламы возможна по ее эмоциональному воздействию на целевую аудиторию. Тема восприятия рекламных сообщений изучалась такими исследователями, как Ю. А. Шерковин, В. Ф. Петренко, Е. Е. Пронина, А. К. Шмелев, и другие. Психологические механизмы эффективности социальной рекламы и применение шоковых и эпатажных методов в соцрекламе исследовались в работах Т. Б. Колышкиной, Е. В. Марковой, С.А.Шомовой [5], т.д.
С точки зрения эмоциональной подачи рекламного сообщения, любую рекламу можно охарактеризовать как [6]:
- релаксирующую
- агрессивную
- чарующую
- набатную
- бытовую
- интимную
- и т.д.
В социальной рекламе, в основном, применяется шокирующая или ироничная подача. И перед организаторами встает вопрос об установлении тона и интенсивности шока или иронии в рекламном сообщении с целью достижения главной задачи социальной рекламы – вызвать определенные эмоции для более эффективного усвоения информации [7].
Широкое применение шока в рекламе объясняется экономической целесообразностью: достижение большего эффекта за счет более сильных переживаний при меньших затратах. К тому же, шокирующая реклама характеризуется простотой вызывания желаемой эмоции, зачастую – испуга. Ироничная реклама, напротив, не получила такого широкого применения, за счет сложности создания креативного сообщения. Вызвать у человека страх гораздо проще, чем улыбку. Поэтому зачастую социальная реклама выглядит чересчур шокирующе и вызывающе.
Целью данной работы является изучение влияния социальной рекламы в зависимости от эмоционального содержания сообщения. Исследование было выполнено на сравнении эффективности рекламных кампаний двух проектов - «Probok.net» и «Все равно?».
Первый проект – экспертный центр «Probok.net» [8] – это общественная организация, деятельность которой направлена на совершенствование дорожно-транспортной инфраструктуры, а так же на борьбу с автомобильными заторами, безалаберными чиновниками и хамством на дорогах. Проект – некоммерческий, и существует только на добровольные пожертвования и денежные средства менеджеров. Размещение рекламы на рекламоносителях осуществляется за счет партнера по рекламе и по остаточному принципу.
Для данного исследования были выбраны плакаты рекламной кампании «Probok.net», высмеивающие хамское и неразумное поведение водителей. По словам инициаторов, данная кампания посвящена борьбе за «уважительное отношение водителей к другим участникам дорожного движения». Данные плакаты содержат в себе изображения животных – баранов, с оригинальными подписями. По мнению инициаторов, данное изображение было выбрано, т.к. «люди обычно баранами называют тех водителей, которые плохо себя ведут на дороге». Кампания действует с 2014 года, на сегодняшний момент было реализовано 5 плакатов с различными сюжетами в крупных городах России (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и т.д.)
Второй проект – проект «Все равно?», который является социальной инициативой крупнейшего оператора наружной рекламы Russ Outdoor и осуществляется совместно с крупнейшими рекламными агентствами такими, как BBDO, АДВ, Zuper, Anybodyhome, ULTRABRAND [9]. Данный проект существует с 2010 года, в рамках которого были реализованы кампании в таких областях как здоровье (отказ от вредных привычек, ЗОЖ), безопасность (соблюдение правил личной и общественной безопасности), общество (соблюдение норм поведения в обществе). В реализации данных кампаний проект сотрудничал с Министерством здравоохранения в рамках кампании «Диспансеризация» и «Сорвись с крючка» (об отказе от вредных привычек), а также с различными благотворительными фондами в рамках других кампаний. Кампании по безопасности дорожного движения были реализованы только при помощи рекламных агентств, размещающих плакаты на их рекламоносителях. В среднем каждая кампания длится около 3 месяцев, но срок может быть увеличен.
Для данного исследования было выбрано 6 плакатов о безопасности на дороге (область «безопасность»). Посыл каждого баннера довольно негативен, жесток и серьезен, и включает смерть и увечья детей. Так, например, баннер «Выбирай, куда посадить ребенка» изображает инвалидное кресло и детское кресло для автомобилей. По словам организаторов, такой выбор обоснован тем, что в настоящее время вопрос безопасности детей стоит довольно остро. Многие родители до сих пор не используют детское кресло, хотя оно является обязательным еще с 2007 года, оправдывая свое поведение короткой дорогой или «а нас без кресла возили». Тем самым, родители ставят жизнь и здоровье детей под угрозу. И только наглядное и жесткое сравнение может донести до родителей необходимость изменения в поведении.
Безопасность на дорогах в качестве темы для исследования эффективности рекламных кампаний была выбрана не случайно. В настоящее время обстановка на дорогах достаточно острая: с 2010 года количество ДТП в России достигает около 200 тысяч в год [10].
Рассмотрим подробнее статистику по ДТП, произошедших ввиду проблем, затрагиваемых выбранными баннерами для исследования: ДТП по вине водителя – несоблюдение правил ПДД, ДТП с участием детей до 16 лет, ДТП из-за алкогольного опьянения водителей.
В общем, 90% ДТП в России происходит по вине водителей транспортных средств, причем этот процент по стране довольно стабилен в течение последних 5 лет. Количество ДТП по вине водителей в рамках отдельных городов и регионов разнится. Так, в Москве количество ДТП по вине водителей снизилось на 5%, а в Московской области произошло снижение на 15%. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области, напротив, произошел рост – увеличение количества ДТП по вине водителей на 20 и 25% соответственно.
Количество ДТП с участием детей до 16 лет стабилен по стране, но варьируется в различных регионах. В Москве и Московской области количество ДТП с участием детей снизилось на 15% за последние годы, в то время как в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, опять же, увеличилось на 20%.
Количество ДТП из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств в состоянии опьянения стремительно растет по всей стране. По России прирост за последние 5 лет составил 40%. В Москве прирост составил 60%, Московской области – 150%, Санкт-Петербурге – 120%, Ленинградской области – 60%.
Тем временем, согласно статистике ГИБДД, количество выданных удостоверений также растет. В 2014 году 2,53 млн граждан получили водительские права, что примерно на 10% больше, чем годом ранее (в 2013 было выдано 2,23 млн удостоверений) [11, 12] . В течение 2015 года количество граждан, сдавших экзамены и получивших право на управление транспортными средствами, составило 1,87 миллиона человек [13].
За последние годы органами ГАИ совместно с Правительством РФ были приняты меры по снижению аварий высокой степени тяжести. Были приняты меры по ужесточению наказаний водителей, управляющих транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, таких как увеличение размера штрафов, введение понятия рецидива нарушения ПДД, увеличение срока лишения прав, введение уголовной ответственности за управление ТС в состоянии опьянения [14].
Более того, с целью снижения аварийности ГИБДД совместно с властями населенных пунктов оснащают дороги камерами фото и видео фиксации нарушений ПДД, что снижает количество ДТП по причине превышения скорости.
Кроме того, изменились правила, регулирующие деятельность автошкол. На 1 сентября 2014 года 75% функционировали только юридически. Получая лицензию, они продавали начинающим водителям набор документов, необходимый для допуска к экзамену в ГИБДД, не занимаясь при этом обучением. Особой популярностью стали пользоваться такие школы после того, как Д.Медведев отменил возможность сдавать экзамены на получение водительских прав экстерном, без подготовки. На начало 2015 года количество «лже-автошкол» сократилось до 15% за счет принятых ужесточающих мер.
К сожалению, принятых мер недостаточно для преломления ситуации с аварийностью на дорогах в России. Помимо несоблюдения ПДД водителем, многие ведут себя агрессивно. Агрессивное поведение на дороге влияет на всех участников дорожного движения, любое неординарное действие такого водителя с нарушением ПДД может испортить настроение другим водителям. Такое поведение зачастую приводит к конфликтам на дороге и серьезным авариям. В первую очередь необходимо, чтобы у участников дорожного движения произошло изменение сознания в области соблюдения правил и поведения на дорогах. Именно на изменение сознания и направлена социальная реклама в области дорожного движения. Важен эмоциональный посыл соцрекламы, а также максимальный охват целевой аудитории.
Ввиду этого были сформированы и проверены две гипотезы:
- Социальная реклама размещается не оптимально, не охватывая потенциальную аудиторию.
- Посыл сообщения влияет на эффективность социальной рекламы.
Для проверки гипотез в августе 2015 года было проведено анкетирование. Анкета была размещена на специальном онлайн-сервере для проведения анкетирования. Ссылка на анкету была распространена в социальных сетях: лично потенциальным опрашиваемым и в тематических группах по ПДД и группах автошкол.
Анкета включала в себя вопросы по поводу наиболее частого расположения плакатов соцрекламы в области ПДД, вероятности обращения внимания на тот или иной плакат, характера вызываемых эмоций, результатов влияния рекламы.
В опросе приняло участие 80 человек в возрасте от 18 до 55 лет. У 40% респондентов есть дети.
Согласно результатам опроса, наиболее часто встречается реклама на билбордах – так ответило 57% респондентов. На втором месте – реклама в Интернете (13%), на третьем – реклама на остановках (10%) и по телевидению (10%). Еще меньше замечают рекламу на транспорте (7%) и газетах и журналах (4%).
Для выяснения уровня осведомленности и знания рекламных кампаний в сфере ПДД опрашиваемым был задан вопрос «Перечислите все проекты социальной рекламы, направленной на соблюдение правил дорожного движения и улучшения поведения водителя на дорогах, которые Вы помните». 20% респондентов не смогли вспомнить ни одного проекта. Остальные перечисляли кампании с использованием баннеров с изображением баранов (проект Probok.net), кампании по ограничению скоростного режима, осторожности на железнодорожных переездах, внимательности на пешеходных переходах, безопасности перевозки детей и использованию детского кресла и т.д.
Для проверки первой гипотезы респондентам было задано два вопрос – «Выделите все социальные проекты из списка, которые вам знакомы» и «На какую рекламу из перечисленных Вы бы обратили внимание» – в отношении 11 баннеров со следующими лозунгами:
- Выбирай, куда посадить ребенка
- Не ангел, но хранитель
- Увидел зебру – притормози
- Для ребенка любое место – это место для игр
- СМСишь за рулем? Ответ не дойдет
- Сбавь скорость перед зеброй
- Тупишь при свободных правых? Поздравляем, ты Царь баранов!
- Объехал по обочине? Отлично:)Теперь стой и жди, когда тебя пустят обратно
- Не пропустил девушку? Теперь она испортит вечер своему парню
- Вылез на забитый перекресток? Молодец:)Теперь все вокруг будут тоже стоять
- Повернул из второго ряда? Круто:) Все с нетерпением ждут, что ты еще выкинешь.
Как уже говорилось ранее, данное исследование направлено на выявление эффективности в шокирующей и ироничной рекламы. Баннеры проекта «Все равно?» отнесена к шокирующей (лозунги 1-6), а «Пробок.нет» - к ироничной (7-11). На рис.1 приведен пример баннера шокирующей рекламы, на рис.2 – ироничной. Полный перечень баннеров предоставлен в Приложении 1.
Рис. 1. Баннер шокирующей рекламы
Рис.2 Баннер ироничной рекламы
В таблице 1 показаны результаты анализа ответов респондентов по знанию и возможности обращения внимания на тот или иной баннер. Знание плаката было выявлено поставленным вопросом «Выделите все социальные проекты из списка, которые вам знакомы» (были представлены 11 баннеров). Возможность привлечения внимания была выявлена вопросом «На какую рекламу из перечисленных Вы бы обратили внимание?».
Таблица 1
Знание и возможность обращения внимания на плакат
Плакат |
Знание плаката, % |
Возможность привлечения внимания, % |
|
Шокирующая реклама |
1 |
67 |
67 |
2 |
10 |
27 |
|
3 |
27 |
50 |
|
4 |
0 |
40 |
|
5 |
20 |
33 |
|
6 |
67 |
47 |
|
Среднее |
32 |
44 |
|
Ироничная реклама |
7 |
30 |
37 |
8 |
57 |
43 |
|
9 |
37 |
27 |
|
10 |
60 |
47 |
|
11 |
53 |
40 |
|
Среднее |
47 |
39 |
Источник: составлено автором по результатам опроса
Данные таблицы показывают, что среди респондентов есть те, кто обратил бы внимание на рекламу, но ни разу ее не видел и не знаком с ней: процент возможности привлечения внимания плакатом больше соответствующего значения знания плаката.
Сравнивая знание плакатов, можно сделать вывод, что ироничная реклама более популярна, ее знают больше людей, но в то же время процент возможности привлечения внимания несколько ниже, чем у шокирующей (средний процент знания – 47%, средний процент привлечения внимания – 39%).. Шокирующую рекламу, напротив, меньше помнят, но тем временем, она более способна привлечь внимание, чем шокирующая (средний процент знания – 32%, средний процент привлечения внимания – 44%).
Более того, анализ количества обсуждений и отзывов о плакатах в социальных сетях, анализ комментариев под новостными постами о запуске рекламной кампании и под соответствующими фотографиями и видео-роликами показывает, что рекламная кампания с использованием ироничной подачи обсуждается гораздо чаще, чем кампания с шокирующей подачей, причем отзывы как положительные, так и резко негативные. По словам инициаторов кампании «Пробок.нет», целью кампании являлось привлечение внимания к хамскому поведению за рулем. И судя по откликам, им удалось зацепиться за тему, ее стали обсуждать в пабликах, инстаграмме, и других социальных сетях.
Большая узнаваемость рекламы с баранами характеризуется именно выбором животного, то есть важна креативность в создании рекламного макета.
Таким образом, первая гипотеза была подтверждена: социальная реклама размещается не оптимально, не охватывая потенциальную аудиторию. Значит, действующий принцип размещения социальной рекламы по остаточному принципу не является оптимальным и требует кардинальных изменений, причем это должна быть инициатива не только частных компаний и проектов, но и некоммерческих и государственных организаций.
Для проверки второй гипотезы респондентам было предложено охарактеризовать каждый из 11 плакатов по следующим признакам:
- вызывает желание изменить своё поведение
- заставляет задуматься
- агрессивная, вызывает желание не подчиняться
- отвлекает от дорожной ситуации
- бесполезная и бессмысленная
- забавная, вспоминается в соответствующей ситуации.
Результаты предоставлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты по эмоциям, вызываемым плакатом
|
вызывает желание изменить своё поведение, % |
заставляет задуматься, % |
агрессивная, вызывает желание не подчиняться, % |
отвлекает от дорожной ситуации, % |
бесполезная и бессмыслен-ная, % |
забавная, вспоминается в соответствую-щей ситуации, % |
||
Шокирующая реклама |
1 |
33 |
57 |
3 |
7 |
|
|
|
2 |
10 |
50 |
|
17 |
20 |
3 |
||
3 |
23 |
57 |
3 |
10 |
7 |
|
||
4 |
20 |
67 |
|
7 |
7 |
|
||
5 |
30 |
50 |
|
10 |
10 |
|
||
6 |
30 |
57 |
|
10 |
3 |
|
||
Среднее |
24 |
56 |
3 |
10 |
9 |
3 |
||
Ироничная |
7 |
10 |
47 |
|
23 |
13 |
7 |
|
8 |
|
27 |
3 |
17 |
13 |
40 |
||
9 |
7 |
13 |
3 |
13 |
20 |
44 |
||
10 |
|
43 |
3 |
10 |
13 |
30 |
||
11 |
|
33 |
|
13 |
23 |
30 |
||
Среднее |
9 |
33 |
3 |
15 |
16 |
30 |
||
Источник: составлено автором по результатам опроса
Согласно результатам, шокирующая реклама (плакаты 1-6) вызывает большее желание изменить свое поведение (среднее значение у шокирующей рекламы – 24, ироничной – 9) и побуждает водителя подумать над поведением (среднее значение у шокирующей рекламы – 56, ироничной - 33).
Ироничная же реклама воспринимается как бесполезная и бессмысленная (среднее значение у ироничной рекламы – 16, шокирующей – 9), забавная (среднее значение у ироничной рекламы – 30, шокирующей – 3). Ироничная реклама также заставляет задуматься, ее среднее значение составляет 33, но это значение все равно меньше значения шокирующей рекламы в 56.
Таким образом, была подтверждена вторая гипотеза: посыл сообщения влияет на эффективность социальной рекламы. Причем шокирующая реклама воздействует на сознание водителя и побуждает к положительному изменению поведения в большей степени, нежели ироничная.
В целом, социальная реклама положительно влияет на сознание и поведение общества. Согласно ответам опрашиваемых, 30% стали сбавлять скорость перед зеброй, 17% стали чаще пристегиваться, внимательнее относиться к вопросу безопасности мотоциклистов на дорогах, более адекватно вести себя на дорогах (не поворачивают их второго ряда, не выезжают на забитые перекрестки и т.д.). На 23% респондентов социальная реклама никак не повлияла.
Таким образом, проведенное исследование, направленное на сравнение восприятия и эффективности двух разных эмоционально-направленных плакатов социальной рекламы, показало, что работникам рекламной и общественной сферы следует внимательнее относиться к вопросу разработки и размещения социальной рекламы. Размещение социальной рекламы по остаточному принципу не является оптимальным. А содержание послания следует формировать в зависимости от эмоционального восприятия рекламы индивидуумом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Беляева Дарья Игоревна. Эволюция социальной рекламы в ХХ веке. Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика», 2014. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/6/3086
- Шершукова Е. В. Специфика социальной рекламы в России: современное состояние // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 160-163
- Пискунова М.И. Социальная реклама как феномен общественной рефлексии. Вып 1.2004
- Интервью с Владимиром Вайнером и Натальей Гладких в журнале "Наружка" об эффективности шокирующей рекламы. URL: http://www.1soc.ru/pages/view/202
- Шомова С.А. Шоковые технологии современной рекламы.//Реклама, №4 2011
- К.Сельченок. Имиджпроектирование и психология рекламы, 1995
- А.В. Ковалева Эффективность социальной рекламы: опыт измерения // Социология, №2, 2006
- Сайт экспертного центра «Пробок.нет». URL: http://probok.net/
- Сайт проекта социальной рекламы «Все равно?!». URL: http://vse-ravno.net
- Сведения о показателях состоянии безопасности дорожного движения URL: http://www.gibdd.ru/stat/
- Сколько в России автомобилей: названо точное количество. URL: https://auto.mail.ru/article/55473-skolko_v_rossii_avtomobilei_nazvano_tochnoe_kolichestvo/
- На дороги выехали 2,4 млн водителей-новичков. 16.02.2015. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2668970
- В России в 2015 году выдано почти 4 млн водительских удостоверений. URL: http://ria.ru/society/20160220/1377939207.html#ixzz41qii87wn
- Новая статистика ДТП за 2014 год. Официальные данные Госавтоинспекции URL: http://www.1gai.ru/publ/514267-gibdd-opublikovala-statistiku-avariy-po-itogu-2014-goda.html
Приложение 1
Проекты социальной рекламы в анкете
1 |
2 |
3 |
4 |
5
|
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|