Совершенствование налогового администрирования: позиция надзорных органов и взгляд бизнеса

Опубликовано: Налоговая политика и практика №8 (200), август 2019

Текст: М.А. Евневич, И.Ю.Полякова

И.Ю. Полякова,  магистрант кафедры экономики предприятия и предпринимательства

Санкт-Петербургского государственного университета irpol96@mail.ru

М.А. Евневич,  доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательства 

Санкт-Петербургского Государственного университета, к. э. н. mariaeha@gmail.com

 

Ключевые слова: налоговое администрирование, административная реформа, государственный контроль и надзор, цифровизация

Key words: tax administration, administrative reform, government control and supervision, digitalization

 

Цифровизация экономики  дает  Федеральной  налоговой  службе  новые возможности  для совершенствования  налогового администрирования. В рамках реализации федеральной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» [1] (далее — программа) принципы работы Службы значительно поменялись, были предложены новые подходы к работе с налогоплательщиками. Несмотря на дальний горизонт планирования программы (до 2025 года), с момента  ее  учреждения  прошло  достаточно времени, чтобы делать предварительные выводы  об  эффективности  ее  реализации.

Среди  16  контрольно-надзорных  органов, участвующих  в  программе,  Федеральная налоговая служба демонстрирует наиболее ощутимые результаты. Учитывая, что ключевые цели реформы — сокращение административной нагрузки на бизнес и повышение качества системы государственного контроля, рассмотрим, какое отражение  указанные  цели  находят  в  деятельности ФНС России

Сокращение административной нагрузки на бизнес.

Можно выделить несколько направлений развития  налогового  администрирования. Первое  —  формирование  доверительной среды между налоговыми органами и бизнесом. ФНС России старается донести до налогоплательщиков свою заинтересованность в работе без штрафных санкций за неуплату налогов и сборов, ведь не их применение, а своевременное исполнение налоговых обязательств налогоплательщиками позволяет государству более эффективно осуществлять налоговое  планирование  и  гарантировать выполнение социальных обязательств.

Второе направление — смещение акцента с фискальных методов сбора налогов на прозрачные и понятные процедуры налогового администрирования в отношении добросовестных  налогоплательщиков.  ФНС России ставит перед собой задачу создания комфортных условий для исполнения обязанностей по уплате налогов путем снижения административной нагрузки на бизнес.

Вопрос снижения административной нагрузки  чрезвычайно  важен  для  бизнес-сообщества.  Так,  совместно  с  предпринимательским  сообществом  были  разработаны меры по ограничению избыточных и дублирующих обязательных требований, а также по реализации принципа принятия новых обязательных требований только после отмены двух устаревших (one in  — two out).

Рассмотрены результаты применения федеральной программы «Реформа  контрольной  и  надзорной деятельности» как с позиции надзорных органов, так и со стороны бизнес-сообщества.  Представлены  результаты  опроса  о  влиянии оптимизации  контрольно-надзорной  деятельности  на  бизнес  в России, проведенного среди предпринимателей.

The paper is concerned with analysis of the results of the Federal program “Reform  of  control  and  oversight activities”  from  two  standpoints: supervisory  authority  and  business community. The results of a survey about  the  impact  of  control  and oversight optimization activities on business in Russia conducted among business  representatives  are  also considered.

Согласно паспорту программы, за 2017 год планировалось обеспечить прозрачность, понятность и выполнимость административных процедур, снизить к 2018 году уровень административной нагрузки на предпринимателей со стороны ФНС России и других контролеров на 20 % по отношению к 2016 году и в 2 раза к 2025 году.

Однако  по  результатам  опроса,  проведенного нами в сентябре 2018 г. среди представителей бизнеса Санкт-Петербурга, только 20 % респондентов считают, что за 2016—2018 гг. реформа помогла снизить административную нагрузку на бизнес; 12,2 % компаний ощущают, что ФНС России идет на диалог с бизнесом и заинтересована в работе без штрафов для налогоплательщиков. Остальные респонденты пока не замечают предпринятых ФНС России действий по переходу от репрессивной модели налогового администрирования к партнерским отношениям.

Среди мер по снижению административной нагрузки респонденты выделяют переход на электронные счета-фактуры, создание личных кабинетов для физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, несмотря на реально предпринятые меры по снижению административной нагрузки, бизнес еще ментально не готов поверить в изменение парадигмы государственного контроля и надзора.

Повышение качества системы  государственного контроля.

Это вторая важная цель программы. На сегодняшний день на неэффективную регуляторику приходится не менее 2 % ВВП.

Согласно паспорту программы, реформа должна привести к повышению индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций на 25 % к 2025 году. Данный индекс учитывает оптимизацию использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных в государственном контроле. 

В этих целях ФНС России:

  • ƒ использует риск-ориентированный подход;
  • ƒ отказывается от выявления рисков в отдельной компании и переходит к оценке рисков в сегменте рынка или отрасли;
  • ƒ использует  в  аналитической  работе  весь  инструментарий, предоставленный НК РФ, благодаря чему выездная налоговая проверка становится крайней мерой реагирования;
  • ƒ создает  прозрачную  среду  для  деятельности всех участников рынка.

Об эффективности работы может свидетельствовать снижение количества налоговых проверок. Согласно данным государственного информационного ресурса «Управление» 1 , за 2017 год проведено 103 тыс. проверок, что на 81 тыс. (44 %) меньше показателей 2016 года. При этом 70 % от общего числа проверок приходится на проверки контрольно-кассовой техники.

Согласно данным опроса, более 70 % налогоплательщиков признают, что за последние несколько лет возможность использования так называемых серых схем значительно снизилась. Респонденты объясняют это изменениями в налоговом администрировании (рис. 1).

 Рис. 1. Результаты опроса: факторы, ведущие к снижению

Рассмотрим каждый из названных представителями бизнеса факторов подробнее.

Переход на электронные счета-фактуры по НДС. С ним большинство респондентов связывают возможности использования серых схем налоговое администрирование снижение возможности использования серых схем. Данная мера была запущена в 2015 году, с внедрением программного комплекса АСК «НДС-2», который позволяет выстраивать цепочки формирования добавленной стоимости, выявлять разрывы в цепочках «налогоплательщик — контрагент» и автоматически пресекать уклонение от уплаты НДС или попытки мошеннического возмещения налога.

По оценке Службы, благодаря АСК «НДС-2» за 7 месяцев 2017 г. в бюджет дополнительно посту-пило 93 млрд руб. налога. В январе — июле 2017 г. собираемость НДС увеличилась на 17,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2016 года 2 .Кроме того, за счет применения АСК «НДС-2» наблюдается снижение числа организаций, имеющих признаки фирм-однодневок. Количество компаний с высокой степенью риска снизилось более чем в 5 раз: с 1,8 млн в 2011 году до 310 тыс. в 2017 году (рис. 2) 3 . А количество случаев заявления возмещения НДС высокорисковыми организациями снизилось почти в 15 раз [2, с. 193].

 Рис. 2. Доля фирм-однодневок в общем объеме организацийналоговое администрирование

На 55 % компаний из числа опрошенных введение АСК «НДС-2» никак не отразилось. Из числа оставшихся респондентов 66 % оценили введение АСК «НДС-2» как фактор, стимулирующий к выходу из тени, и отметили, что отношения у них с контрагентами не ухудшились или ухудшились незначительно.

Контроль над кассовыми операциями. Переход бизнеса на онлайн-кассы в 2017 году — один из успешных проектов.  Более 500 тыс. налогоплательщиков зарегистрировали 1,6 млн касс, что превышает дореформенный парк касс на 40 %. По разным подсчетам, выручка по каждой кассе в 1,5 раза больше, чем была до реформы 4 . В 2018 году на онлайн-кассы перешли организации и индивидуальные предприниматели в сфере торговли и общественного питания на патентной системе налогообложения и ЕНВД, что составило около 1 млн касс.

По мнению 41,7 % респондентов, контроль над кассовыми операциями — причина снижения количества теневых операций. Реформа по замене контрольно-кассовой техники повлияла на 35 % респондентов, 50 % из которых понесли значительные расходы на покупку онлайн-касс; 22 % компаний отметили повышение дисциплины сотрудников. Однако, согласно опросу НАФИ, к переходу на онлайн-кассы налогоплательщики (среди которых 59 % — индивидуальные предприниматели, 41 % — юридические лица) в целом относятся отрицательно 5 .

Анализ налоговым органом банковских документов. За этот фактор проголосовало 40,9 % респондентов. Налоговый орган имеет широчайший доступ к банковским данным налогоплательщиков. Наличие счетов и вкладов, совершение операций по счетам и вкладам, остатки денежных средств — вся эта информация предоставляется банками по запросу налоговых органов [3].

Автоматический обмен информацией ФНС России с зарубежными странами. 18,3 % респондентов выделяют данный фактор как решающий для выхода компаний из тени. Федеральный  закон  от  04.11.2014  №  325-ФЗ «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам» предусматривает  значительное  расширение  обмена налоговой информацией с иностранными государствами, в том числе с офшорными юрисдикциями; проведение одновременных налоговых проверок с иностранными коллегами; взыскание налоговой задолженности за рубежом.

Автоматический обмен информацией о финансовых  счетах  и  страновыми  отчетами  позволяет ФНС России реализовывать политику деофшоризации — борьбы со схемами уклонения от уплаты налогов с помощью офшоров. В перечень государств, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией в налоговых целях, включено 62 страны и 11 территорий.

Введение обязательной маркировки товаров.

За этот фактор высказалось 9,6 % компаний из числа опрошенных. Маркировка является важным параметром глобальной контрольно-аналитической системы. Технология RFID (мониторинг в реальном времени) дает возможность контролировать рынок определенных товаров (меховых изделий, лекарств) на территории Таможенного союза. Анализ данных ФНС России показал, что легализовался каждый четвертый участник данного сектора, а товарооборот вырос в 7 раз.

Выводы

Федеральной налоговой службой были предприняты значительные усилия по модернизации подхода к исполнению контрольно-надзорной функции.

67,8 % принявших участие в опросе представителей бизнес-сообщества считают, что цифровизация процессов ФНС России в рамках концепции административной реформы способствует повышению налоговой дисциплины и сведению к неэффективности схем уклонения от уплаты налогов.

Среди наиболее успешных проектов можно назвать переход на электронные счета-фактуры, проведение  реформы  контрольно-кассовой  техники (введение  обязательного  использования  онлайн-касс) и анализ банковских документов налогоплательщиков.

Внедрение риск-ориентированного подхода, ведение совместной работы с представителями бизнес-сообщества по разработке и оптимизации обязательных  требований  постепенно  урегулируют вопросы столкновения интересов государства, бизнеса и общества.

Один из результатов такого подхода — увеличение собираемости налогов: 70 % респондентов признают, что за последние годы их компания стала больше платить налогов, и 30 % из них связывают этот рост с улучшением процессов налогового администрирования.

Однако снижение административной нагрузки на бизнес, повышение стимулов для добросовестного и самостоятельного выполнения обязательных требований еще не воспринимаются бизнесом как достигнутые цели, в связи с чем надзорным органам предстоит усилить работу по этим направлениям.

1. URL: http://gasu.gov.ru/opendata (дата обращения: 05.12.2018).

2. ФНС России использует прорывные технологии, чтобы соответствовать новым требованиям к налоговой системе. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6973314/ (дата обращения: 18.11.2018)

3. Копалкина Е. Почему число фирм-однодневок сократилось до исторического минимума. URL: https://www.rbc.ru/economics/26/06/2018/5b30fcab9a7947e36cf7a7b3?from=newsfeed (дата об-ращения: 18.11.2018).

4. Гришина Т. Как цифры стали деньгами. Михаил Мишустин выразил информатизацию ФНС в сборах. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3560053 (дата обращения: 11.12.2018).

5.Около миллиона компаний МСБ станут участниками второго этапа  кассовой  реформы.  URL:    https://nafi.ru/analytics/okolo-milliona-kompaniy-msb-stanut-uchastnikami-vtorogo-etapa-kassovoy-reformy/ (дата обращения: 11.12.2018).

 

Литература

1. Программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности»: утв. 21 дек. 2016 г. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

URL: http://static.government.ru/media/files/vu4xfkO2AdpTk1NaJN9gjDNtc69wa5fq.pdf

2. Новосёлов К.В. Развитие теории и практики налогового контроля налоговой базы по налогу на прибыль организаций // Инновационное развитие экономики. 2016. № 3(33). Ч. II.  С. 188—193.

3. Об утверждении форм и форматов направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) в электронной форме (приказ ФНС России от 19 июля 2018 г. № ММВ-7-2/460). URL: https://cdnimg.rg.ru/pril/159/92/48/52306.pdf