Блоги "ДП". Мария Евневич: Зачем главам комитетов метла и лопата

Опубликовано: Деловой Петербург - Блог, 07.06.2016

Текст: Мария Евневич

Простой способ повысить качество работы чиновников — дать им поработать на низовых должностях своих "корпораций". Член СД "Максидома" Мария Евневич рассказывает, как директор компании работал укладчиком и как его опыт могли бы перенять в Смольном.

Некоторое время назад у нас в "Максидоме" происходили удивительные события: сотрудники офиса — маркетологи, закупщики, айтишники, пиарщики и прочие — тихонечко выползали в торговый зал, и, как папарацци, прячась за стеллажами, вели скрытую фотосъемку. Потому что в торговом зале, одетый в веселенькую красную жилетку, весь день трудился продавцом-укладчиком генеральный директор.

У этого мероприятия, кроме того что сотрудникам добавилось веселья, была масса положительных эффектов. Поэтому проект был запущен в более массовом формате. С тех пор весь офис регулярно ходит трудиться в торговый зал — от 1 раза в квартал до 1 раза в полугодие. Коммерсанты работают продавцами и кладовщиками, рекламщики и бухгалтеры проверяют, легко ли живется сотрудникам отделов сервиса и претензий и так далее. Ходят в разные магазины, в разные подразделения — ротация.

За прошедшие полгода в офисе появилось больше понимания, чем мы все тут занимаемся и для чего работаем. Мы помогаем покупателям обустраивать их дома — "крепости", "берлоги", "гнездышки". Мы продаем им хороший товар в удобном торговом зале, даем полезные консультации, предоставляем дополнительные сервисы и вежливо обслуживаем. А уже для того, чтобы обеспечить эту деятельность, мы закупаем рекламу, ведем документооборот, сдаем отчетность или устанавливаем новое ПО. Не наоборот.

Этого понимания: что первично, а что вторично, местами не хватает в управлении городом. Поэтому есть инновационная идея — как нам обустроить Петербург. Надо начинать с понимания того, что город — он для людей. И государственные услуги, которые предоставляются, — они тоже для людей. А все то, что происходит внутри — приказы, законы, рабочие группы, поручения, отчеты и совещания — это для того, чтобы лучше работало то, что для людей.

Представьте себе: руководитель комитета по транспорту 1 день в полугодие с утра до вечера работает кондуктором в троллейбусе. А в следующее полугодие — в автобусе. Начальник жилищного комитета подметает двор, главный строитель упражняется с мастерком. Сотрудники комитета по образованию ежемесячно берут на дом на проверку тетради по русскому и математике. А начальник финансового блока вместе со своими заместителями раз в квартал проводит в школах уроки по финансовой грамотности для учащихся — чтобы больше не было у нас грустных микрозаемщиков, жертв коллекторов, обманутых вкладчиков финансовых пирамид или пострадавших от валютной ипотеки.

Главное, чтобы процесс был не показушным, а полноценным. Если кондуктором, то не на 2 часа, пока журналисты снимают, а по-настоящему, на полную смену. Если тетради — то хотя бы штук по 100 за раз. И в школу не 1 урок провести, а хотя бы шесть за раз и на постоянной основе. А потом возможна ротация, ведь есть очень много мест, где здравый взгляд высокого государственного служащего поможет оптимизировать процессы и улучшить качество. А качество нужно улучшать постоянно.

ИСТОЧНИК - Деловой Петербург - Блог.