У всех кризисных ситуаций есть маленькие плюсы, которые нас иногда радуют, когда сильно расстраивает все остальное. Когда на рынке кризис,отрасль сжимается, какие то игроки начинают покидать рынок, и естественно высвобождается рабочая сила.Среди той рабочей силы, которая высвобождается, иногда попадаются приличные кадры, что не может не радовать. Мы сильно активизировались в части поиска,пересматриваем еженедельно массу кандидатов на разные позиции, ищем кадры в усиление. Но в общем и целом состояние рынка труда крайне плачевное, как с точки зрения рядового персонала, так и управленческого.
Рядовой персонал мы сами обучаем, у нас есть огромная врутренняя система обучения продавцов, которые обучаются корпоративной культуре и стандартам обслуживания покупателей. Это многоступенчатая система, они постоянно проходят аттестации, повышают квалификацию, поэтому с продавцами у нас проблем меньше. Что касается топ-менеджмента, они все таки должны обладать каким то базовым уровнем своих отраслевых знаний в области маркетинга, в области бухгалтерии, которые бы позволяли им качественно осуществлять собственные функции.
Сейчас мы рассматриваем многих людей, задаем вопросы на собеседованиях, и иногда доходит до смешного. Очень плачевно слышать,когда люди, претендующие на заработную плату 300 тыс. руб. в месяц, не в состоянии ответить на вопрос — если к числу прибавить 10 %, а потом отнять 10 % от того что получится, будет больше, меньше, или столько же? К нам не приходил ни один кандидат на должность директора помаркетингу, который бы сразу ответил на этот вопрос. Когда мы задаем его в более сложной, но в более прикладной форме, например- в феврале выручка была на 10% больше чем выручка в январе, а выручка в марте на 10 % меньше чем выручка в феврале,март по сравнению с январем больше, меньше или столько же, говорят что это уже совсем сложно, люди просят бумагу, калькулятор, пишут формулы, некоторые просто говорят- все что мне нужно, я могу посчитать в Excel.
Не радует и базовый образовательный уровень. Я понимаю, что наверное необязательно знать директору подразделения когда была Куликовская битва, восстание декабристов, или Бородино. Ничего страшного, что он не знает формулу соляной кислоты, площадь круга или закон Ома для участка цепи... Но ведь это означает что либо он плохо учился в школе и прогуливал, либо у него плохая память.
А как же работать с человеком, у которого плохая память?