Богатые люди Петербурга: Виктор Олерский

Опубликовано: Деловой Петербург, 11.03.2009

Текст: Мария Фаддеева

Председатель совета директоров Северо-западного пароходства.

Олерский получил морское образование – закончил "Макаровку", его первая и все последующие работы были так или иначе связаны с морскими и судоходными сферами. Это и определило отрасль бизнеса, в которой ему удалось добиться наибольших успехов – как железнодорожнику Никитину в транспорте и строителю Лейтису в девелопменте.

Олерский начинал на должности инженера в Балтийском пароходстве, потом руководил собственной компанией в сфере морских перевозок и даже ловил рыбу у берегов Мавритании и кормил ею население африканского континента (последний вид бизнеса, кстати, актуален для Олерского до сих пор). На момент приобретения контрольного пакета "Волжского пароходства", у Олерского уже был серьезный опыт в зарабатывании "морских" денег - он был совладельцем и генеральным директором компании "Инфотек-Балтика", занимавшейся морскими перевозками и экспедиторской деятельностью.

В начале 2000-х, когда появилась возможность купить контрольный пакет "Волжского пароходства", эта идея Олерскому понравилась: "Для меня это был шанс не сделать что-то с нуля, а купить судоходный бизнес в относительно сформированном виде - вспоминает Олерский, - Настоящее большое дело". Компаньоном Виктор ОлерскийОлерского по сделке стал предприниматель Игорь Изместьев из компании-нефтетрейдера "Корус-Холдинг", "Волжское пароходство" они выкупали вместе. Олерский и Изместьев приобрели контроль над более чем 50% акций. "Волжское пароходство" действительно, было лишь "относительно сформированным" бизнесом. Так как только за первые годы в модернизацию флота было вложено более $20 млн.

В 2003 году Олерский и его партнеры стали хозяевами одного из крупнейших в России пароходств - "Северо-Западного" (СЗП), выкупив 55% акций у холдинга "Новые программы и концепции", причем сделка по приобретению контрольного пакета акций была закрыта в день рождения Олерского - 26 апреля.

На данный момент Олерский является совладельцем одного из крупнейших в судоходной отрасли холдингов "Волго-балтийская компания", в который входят судоходные компании Северо-западное пароходство, Волжское пароходство, Западное пароходство, компания "ВолгаФлот-танкер", судостроительный завод "Окская судоверфь" на реке Ока в городе Навашино. Совокупный флот холдинга крупнейший в стране после Совкомфлота и насчитывает порядка 500 судов. Капитализацию холдинга эксперты оценивают в 400-500 миллионов долларов.

Северо-западное пароходство, входящее в холдинг, является практически единственным крупным частным российским игроком на рынке морского транспорта, работающим за рубежом. На северо-западе конкуренцию СЗП составляет лишь судоходная компания "Орион", включающая в себя ОАО "Беломорско-Онежское пароходство" и ЗАО "Невская судоходная компания" - у нее, как и у СЗП, около 100 судов. Флоты всех остальных игроков региона не дотягивают и до 20 судов.

В 2007 году началась реструктуризация собственности и бизнеса холдинга: сначала Олерский выкупил пакет акций у Изместьева, который, соответственно, вышел из состава акционеров Волго-Балтийской компании (В настоящее время Изместьев отбывает наказание в местах лишения свободы).

В 2007 и в начале 2008 произошла и продажа активов, "непрофильных", по словам Олерского, для основного — судоходного — бизнеса. Своих владельцев сменили гостиница "Речная" (сумма сделки 522 млн. руб.), Белозерский и Подпорожский грузовые порты (сумма сделки не раскрывается, эксперты считают ее не очень высокой и оценивают ее в несколько млн. долл.). "Оба порта — Белозерский и Подпорожский - небольшие локальные перегрузочные площадки, интересные лишь для местных промышленных компаний", - поясняет Олерский.

Одновременно с выводом непрофильных активов Олерский начал предпродажную подготовку и самого холдинга. В 2008 году Олерский начал осуществлять сделку по продаже контрольного пакета группы компаний Владимиру Лисину. Сейчас сделка еще не закрыта, но, по словам Олерского, вероятно, будет закрыта в ближайшие месяцы. По результатам этой сделки Олерский не выходит из бизнеса: в Северо-западном пароходстве он по-прежнему занимает позицию председателя Света директоров. Кроме того, он сохраняет за собой 20% долю в группе компаний, опцион еще на 5%, кресло в Совете директоров компании Волжское пароходство и занимает место в Совете директоров принадлежащего Лисину Петербургского морского порта.

Участие Олерского в управлении на руку новым владельцам, так как утратить из совета директоров человека, который все последние годы руководил пароходствами, было бы не эффективно. Тем более, что проблем, которые еще только предстоит решить, у пароходства достаточно.

Самой важной задачей, как для Волжского, так и Северо-Западного пароходств, по мнению Олерского, было и остается обновление флота. В настоящее время средний возраст судов составляет 22 года, хотя и снижается за счет продажи старых судов и строительства новых. В связи с тем, что обновление флота является критичным вопросом и в ближайшее время сам Виктор Олерский, сохранивший и долю в компании, и место в совете директоров, собирается отправиться смотреть зарубежные судостроительные верфи.

Приоритетными направлениями для ОАО "Волга-флот" на ближайшие годы Олерский считает: строительство нового флота, модернизацию флота с целью расширения районов плавания, увеличение доли перевозок новых перспективных, высокотарифицированных грузов, диверсификация по размерности флота.

В конце 2004 года Олерский решил инвестировать деньги в производство яхт и вместе с партнерами обзавелся собственной верфью "Озерная" в Шлиссельбурге – в первую очередь не в погоне за прибылью, а ради собственного удовольствия, потому что в противном случае для вложения денег можно было найти более простое, прибыльное и быстроокупаемое место. "Создать верфь а потом на ней строить яхты – это очень затратно и совсем не просто технологически, - рассказывает Олерский, - у нас в России никто яхт такого класса раньше не строил. Мы с партнерами уже построили 4 23-х метровых яхты и начали пятую и шестую - уже 45-метровые. Стоимость яхты растет не пропорционально ее длине. Если стоимость 23-метровых составляет порядка 3 миллионов евро, то цена 45-метровой, в зависимости т начинки, будет колебаться в районе 20 миллионов. К тому же у этого бизнеса большие сроки окупаемости".

Яхты для Олерского не только бизнес, но и хобби, а себя он по отношению к яхтам называет сапожником без сапог: "У меня была раньше яхта, но я ее продал. Я человек прагматичный. Когда сам их (яхты) строишь и знаешь, что в любой момент можешь купить, желание владеть отпадает само собой. Вообще яхты мне нравятся. Но так как я почти все время провожу на работе, я предпочел их строить".

Богатые люди Петербурга: Дмитрий Игнатьев

Богатые люди Петербурга: Георгий Семененко

Богатые люди Петербурга: Игорь Водопьянов

Богатые люди Петербурга: Давид Трактовенко

Богатые люди Петербурга: Игорь Лейтис

Богатые люди Петербурга: Александр Евневич

Богатые люди Петербурга: Александр Аладушкин