Киноэкранов в РФ станет втрое больше

Опубликовано: газета «Деловой Петербург», №117(2439), 03.07.2007

Текст: Мария Евневич, Фото: Андрей Кульгун

СПб. Эдуард Пичугин, создатель сети кинотеатров "Кронверк Синема", в интервью "ДП" рассказал, как будет развиваться рынок кино и как в этом поучаствует государство.

Основная особенность кинорынка в России, она же сложность, состоит в том, что у нас целое поколение людей выросло без кинотеатров - услуга кинопоказа "выпала" с конца 1980-х и до конца 1990-х. Рынок кино потенциально очень большой, но люди отвыкли для просмотра фильма ходить в кинотеатр и платить деньги. Я как-то стоял возле билетных касс, подошла группа ребят, они посмотрели на расписание и собрались уходить. Я их спросил почему. Они сказали, что за те деньги, которые стоит один билет, они смогут купить себе экранную копию того же фильма на DVD и посмотреть его все вместе. Вопрос качества их не интересовал.

- Как вы заново приучаете людей ходить в кино?

- Кино - это не просто просмотр фильма, это вид отдыха. Кино, вино и домино нужны человеку, чтобы переключиться. Мы специализируемся на кино. Но для того чтобы люди к нему привыкли, мы стали проводить cinema-party. По субботам вечером и ночью в холле кинотеатра организуется дискотека, и все это время в залах можно бесплатно смотреть фильмы. Нам нужно было показать, что ощущение от просмотра фильма дома на DVD и в зале кинотеатра совершенно разное. В результате у нас начался рост кассовых сборов по воскресеньям, хотя во всем мире основные деньги в кинотеатрах приходятся на субботу. Просто девушки (а двигатель наших продаж - это именно девушки), посмотрев пару фильмов на субботних cinema-party, приводили своих молодых людей в кинотеатры на следующий день. С того момента как у нас стали говорить: "Нет, этот фильм надо смотреть в кинотеатре", рынок устойчиво пошел вверх.

- Когда в СПб появился первый современный кинотеатр?

- "Кристалл-палас" появился в ноябре 1997 г. Чуть раньше, в 1996, "Кодак-киномир" открылся в Москве. Потом реконструировали "Аврору", "Баррикаду", из кинотеатра "Молния" сделали "Мираж Синема". Мы вышли на рынок в 2002-2003 гг., открыв "Заневский каскад".

- Какова ваша доля рынка?

- Смотря в чем считать. В прошлом году у нас было 4 млн зрителей, треть всех кинозалов в городе - наши. По идее должно было быть больше, но мы потеряли 1 год в развитии. Поменялись планы наших акционеров - "Банкирского дома СПб", и нам пришлось заниматься поиском новых инвесторов.

Год назад, 7 февраля, сделка по продаже бизнеса закрылась, наша компания перешла к группе "Альфа", и мы снова начали расширять сеть. Но весь 2005 г. мы в плане развития бизнеса стояли на месте, а время было горячее.

За этот год на рынок СПб вышла московская сеть кинотеатров "Каро", и хронологически с выходом "Каро" совпала бешеная активность правоохранительных и прочих органов: нас вдруг стали проверять все - от пожарных до налоговой и прокуратуры.

- "Каро" - ваши основные конкуренты?

- Да, они первые по России, у них больше всего кинозалов, но в СПб первые мы: всего в городе 130 залов, из которых нам принадлежат 39 залов в семи кинотеатрах, а "Каро" - 29 в пяти кинотеатрах.

- Каковы ваши планы по развитию сети кинотеатров в Петербурге? В России? За ее пределами?

- У нас обширные планы в отношении России - сегодня в стране 1318 экранов в 609 кинотеатрах, потенциал - около 4-5 тыс. экранов в ближайшие 4-5 лет, если темпы роста в отрасли сохранятся. Мы вполне можем поучаствовать в росте киноиндустрии.

В прошлом году мы открыли два кинотеатра под брендом "Кронверк" - это "Форум" в Мурманске и "Родео Драйв" в СПб. В этом году мы модернизировали московский кинотеатр "МДМ - Кино", установили новое цифровое оборудование. Сейчас строим еще три кинотеатра в Москве. Кроме того, мы проектируем и уже начинаем строительство кинотеатра на Украине и постараемся выйти на рынок Казах-стана. К тому же наши амбиции не ограничиваются развитием сети кинотеатров: мы хотим создать свою дистрибуционную компанию.

- Как государство планирует участвовать в развитии отрасли кинопроката?

- Планируется создать альтернативную киносеть с государственным участием, такую, чтобы обеспечить киноуслугой всех жителей России - независимо от региона и социальной группы, охватить отдаленные территории страны, малые города до 200 тыс. жителей и сельскую местность. В апреле по этому вопросу было совещание у заместителя председателя Правительства РФ Сергея Нарышкина с руководством Российского союза кинопромышленников, другими представителями кинобизнеса и руководством Роскультуры. Были Швыдкой, Акопов, Рязанцев, Эрнст. Меня туда пригласили выступить с докладом как представителя Киноальянса.

- Зачем государству создавать альтернативную киносеть?

- Большинство жителей России остались без кинотеатров, так как государственная муниципальная сеть ежегодно сокращается, а частные кинокомпании открывают кинозалы только в крупных городах. То есть в маленькие города развивающаяся киноиндустрия рыночным образом придет через 5-15 лет, не раньше. Второй момент - отечественные фильмы, которые могут быть рентабельными, слабо конкурируют с западными. У нас в стране 1300 экранов, они имеют ограниченное количество зрительских мест, активный прокатный период - это пара недель и чуть больше 1,5 млн активных зрителей на всю страну. Получается, что рентабельная картина - до $2 млн, это то, что возможно вернуть. Продажа на DVD, как правило, не приносит большого дохода. Поэтому многие амбициозные проекты из России идут на Запад.

- Какие вы предложили варианты решения задачи?

- Мы предложили организовать альтернативную киносеть на базе цифровых технологий кинопоказа, обеспечивающих значительную экономию средств на тиражировании и доставке фильмокопий, возможность демонстрации кинопроизведений в трехмерном изображении, высокую защищенность фильмов от несанкционированного использования, полный и достоверный учет количества зрителей, присутствующих на киносеансах, и т.?д. А в малонаселенных городах (до 200 тыс. жителей) - реализовать проект блок-модульных кинотеатров по четыре-пять залов.

По пессимистическим прогнозам, один такой кинотеатр стоит от 15 до 18 млн рублей, в качестве зала можно использовать помещения наших старых заводов.

Такой стационарный зал также мог бы быть и местом проведения конференций. Мы предложили вернуться к градостроительному законодательству и ввести регламент при проектировании строительства квартальной застройки, определяющий норму развития не только по школам, детским садам, больницам, но и по социально-культурному комплексу.

Мы предложили пока использовать не очень дорогое оборудование: 15-18 млн рублей - это с расчетом на обычную пленочную технику, а можно использовать более дешевые мультимедийные проекторы. Обычный пленочный проектор стоит $120 тыс., самый дорогой - $150 тыс. В селах и малонаселенных пунктах можно использовать мультимедийные проекторы, они стоят $10-15 тыс.

- Это будет государственная сеть кинотеатров или частная?

- Мы предложили форму государственно-частного партнерства, но непременным условием государственного участия в финансировании будет согласование цен на кинобилеты и доли отечественных фильмов в репертуаре с федеральным органом исполнительной власти в области кинематографии. Позиция государства такова: создание киносети должно осуществляться параллельно с мерами повышения конкурентоспособности национальных фильмов в рамках единой федеральной целевой программы.

- Когда будут какие-то решения по поводу создания частно-государственной альтернативной киносети?

- Срок определен до 1 октября 2007 г.

- Государству это нужно для поддержки отечественного кино?

- По большому счету это улучшение социально-культурного обеспечения населения. У нас много отечественного кинопродукта, но ему просто не хватает экрана.

Эдуард Пичугин: "У нас обширные планы в отношении России - сегодня в стране 1318 экранов в 609 кинотеатрах, потенциал - около 4-5 тыс. экранов в ближайшие 4-5 лет, если темпы роста в отрасли сохранятся. Мы вполне можем поучаст-вовать в росте киноиндустрии".

  • $667 млн - объем российского рынка киноиндустрии за 2005 г., $331 млн из них - кассовые сборы.

Источник: PricewaterhouseCoopers

К слову

О новых технологиях в отрасли кинопроката

"Мы первые в России открыли зал с цифровым оборудованием в "Заневском каскаде". И у нас там проводился Кубок по киберспорту - масштабное мероприятие, компьютерные игры на большом экране. Такое возможно только с цифровым оборудованием. Если крутить фильм на цифровом оборудовании, качество записи не меняется от количества просмотров, в то время как пленка изнашивается. Кроме того, можно сделать любое количество копий цифровой записи практически бесплатно, а пленка каждый раз стоит денег.

В общем будущее за цифровым оборудованием, но пока оно еще намного дороже пленочного, и поэтому мало кто его использует".

О попкорне как существенной части доходов

"Даже бытовало такое мнение, что показывают кино для того, чтобы продать попкорн. Когда мы показываем кино, мы же должны внести прокатную плату, мы рассчитываемся с продюсерами и дистрибьюторами картины. Кинотеатр всю выручку делит, как правило, и отдает. А попкорн и напитки - это все остается. Удельный вес этих напитков и еды в прибыли кинотеатра составляет от 50 до 60%. При этом эти 60% относятся к кинотеатрам, которые находятся в торговых центрах.

На Западе принята основная модель, когда кинотеатр стоит сам по себе - ему не нужен торговый центр, потому что только 3-4% клиентов торгового комплекса становятся зрителями. Это торговому центру нужен кинотеатр: 97-98% зрителей обязательно становятся клиентами ТЦ".

О кинотеатрах в торговых центрах

"Все наши кинотеатры расположены в торговых центрах. Это исторически сложилось. Для того чтобы построить отдельно стоящий кинотеатр - то же самое что построить отдельное здание, - нужно 4-5 лет. Сотрудничество с торговым комплексом экономит это время: инвестировать нужно начинать за полгода до запуска".

О том, почему продавать фильмы на DVD у нас невыгодно

"На рынке сформировались устойчивые расценки стоимости проката и DVD. Насколько я знаю, от $?10 тыс. стоит выпустить на правах собственника совсем простой фильм молодого режиссера. Более сильные картины, дорогие и интересные, стоят $?300 тыс. Сильная отечественная картина на DVD может стоить $?100-200 тыс. Примерно такие же деньги может стоить право на показ по телевидению. На этом не заработаешь".

О причинах продажи своей доли в бизнесе

"Изначально у меня была доля в капитале предприятия. Но когда новый акционер приобретал компанию, для него это были портфельные (спекулятивные) инвестиции, и поэтому у меня основное условие для сделки было продать свою долю акций и подписать контракт на будущую работу".

О сроке контракта

"У меня контракт бессрочный. Я продал свои акции, подписал очень хороший контракт и у меня еще фантомный опцион, то есть я привязан к росту капитализации компании. При условии достижения компанией определенных показателей в момент выхода акционеров я могу выкупить определенный пакет акций".

О планах в случае очередной продажи бизнеса

"Я рассчитываю вернуть свою долю в случае очередной продажи бизнеса. Это мое детище, и мне хочется снова участвовать в капитале, чтобы этот бизнес был и моим тоже. Создать такую сеть кинотеатров - это была моя идея. Сначала я пришел в Банкирский дом в 2002 г. с проектом многозального семейного кинотеатра, которого не было еще в Москве.

Дальше удалось убедить, уговорить инвесторов и договориться о проектном финансировании. Но банкирский дом пошел дальше - создал не один, а целую сеть кинотеатров, раскрутил ее, продал и сделал на этом хорошие деньги".

ЦИФРЫ

Ведущие операторы рынка кинопроката
Компания Число кинотеатров Число залов Число мест
Каро фильм 5 29 4646
Кронверк Синема 7 39 5168
Мираж Синема 2 6 1319
Синема Парк 1 9 2346
Киномакс 1 4 822
Роскино (ТК "ПИК") 1 8 1024
Джем Холл 2 2 366
Синема-Мир 1 6 795

Источник: ЗАО "Невафильм"