Обзор рынка просроченной задолженности

Опубликовано: газета «Деловой Петербург», № 100 (2666), 04.06.2008

Текст: Фаддеева Мария

«Плохие» долги на продажу

За последний год темпы прироста просроченной задолженности снизились более чем в 6 раз. Эксперты уверены: не люди стали лучше платить, а банки - продавать свои «плохие» долги.
На 1 июля 2007 г. объем просроченных кредитов физлицам в рублях и валюте составлял 76,2 млрд рублей, а на 1 января 2008 г. - всего 95,5 млрд рублей. По мнению гендиректора ЦЭА «Интерфакс» Михаила Матовникова, резкое сокращение темпов прироста просроченной задолженности физлиц связано с продажами банками «плохих» долгов коллекторским агентствам. Для банков это возможность расчистить баланс и высвободить средства, связанные в резервах под просроченную задолженность. Такое изменение объемов просроченной задолженности банки связывают с тем, что изменились принципы работы коллекторских агентств.

Если раньше коллекторы предпочитали работать за процент и долги оставались на балансе банка, то теперь многие просто выкупают долг за процент от стоимости. В этом случае баланс банка освобождается от просроченной задолженности.

Директор по развитию коллекторского агентства «Пристав» Сергей Шпетер считает, что банки начали активно продавать долги из-за роста потребности в свободных средствах: «Они готовы продавать «плохие» долги, чтобы вернуть хотя бы часть из ранее выданных денег для повторного запуска их в оборот».

По его мнению, именно по этой причине банки начали чаще соглашаться с коллекторами по цене на выкуп «плохих» долгов, в частности со средней ценой в 10% от номинала «плохого» долга. Если кризис будет продолжаться, потребность банков в свободных средствах будет расти и они будут вынуждены реализовывать свои «плохие» долги даже по низким ценам.

Часто банки отвечают не на вопрос, как управлять активами, чтобы задолженности не возникало, потому что ответ им известен. Более распространенный вопрос звучит иначе: «Стоит ли управлять активами так, чтобы задолженности не возникало».

Если уровень просрочки не мешает получать прибыль, а благодаря деятельности коллекторов средства в резервах не связываются, значит, работать можно. Из самых известных банков, работающих «на грани», - «Хоум кредит» и «Русский стандарт».

Потребительский бум охладит эффективная ставка

Текст: Фаддеева Мария

Самая высокая доля просрочки сосредоточена в потребительском секторе, так как граждане зачастую не в состоянии правильно оценить объем своих будущих выплат.
Львиную долю в объеме просроченной задолженности составляют экспресс-кредиты и задолженности по кредитным картам, а также автокредиты и ипотека.

«Юрлица реже не возвращают кредиты, и масса невозврата по ним не является критической, - говорит Алексей Понкратьев, «Номос-банк». - Масса плохих долгов юрлиц не настолько велика, чтобы мы обращались к коллекторским агентствам. Норма - 1-2% кредитного портфеля».

Ричард Хейнсворт, генеральный директор агентства «Рус-Рейтинг», считает, что банки во многом сами создали такую ситуацию роста объемов плохих долгов по розничным кредитам, не раскрывая свою эффективную ставку.

Именно на сегмент экспресс-кредитов и кредитных карт окажет наибольшее влияние указание ЦБ о раскрытии эффективных ставок. «Если люди будут знать, сколько они заплатят по кредиту, они будут более осторожно вступать в кредитные отношения», - считает Петр Шелищ, председатель Союза потребителей России. По его мнению, стоит ограничить общую сумму выплаты: с учетом штрафов и пеней она не должна превышать выданный кредит более чем в 2 раза.

Коллекторы из спецслужб

Текст: Фаддеева Мария

Коллекторы предпочитают решать проблемы с невыплатами уговорами, но в их арсенале и досудебные переговоры, и судебные методы, и поисковые мероприятия.
Банк заинтересован не в том, чтобы клиент заплатил и ушел навсегда, а в том, чтобы клиент отдал деньги и остался клиентом. Поэтому задача коллекторов- примирение.

«Мы действуем мягче, чем банки. Наша задача - не «выжимать», а объяснять. И помочь человеку цивилизованно выйти из этой ситуации. Этим деятельность коллекторского агентства и службы безопасности банка отличается, - поясняет Сергей Львов, генеральный директор ООО «Группа компаний «Арсенал». Коллекторские услуги». - Поэтому наши клиенты - это не только кредиторы, но и должники, которые обращаются к нам за консультацией, как им провести переговоры с банком и отсрочить или реструктуризировать долг».

В случаях с мошенничеством сотрудники коллекторских агентств вспоминают свое прошлое.
«Есть мошенники, которые специально получают кредиты, заведомо зная, что отдавать они их не будут. Наша задача - помочь правоохранительным органам их поймать. Помогаем спецслужбам в их розыске всеми доступными средствами. Мы, будучи бывшими сотрудниками спецслужб, разговариваем на одном языке и им помогаем», - поясняет Сергей Львов. Представители коллекторского бизнеса уверены, что работа для них всегда будет: просроченная задолженность быстро и устойчиво растет.

«Несмотря на рост грамотности населения, по потребкредитам сохраняется положительная динамика», - говорит Сергей Львов.

Бизнес уговоров за вознаграждение

Текст: Фаддеева Мария

Если для банка сбор «плохих» долгов - это проблема, то для коллекторов это бизнес. Поэтому последние более изобретательны в выборе методов получения денег.
В первую очередь банк пытается решить проблему своими силами: напоминает своему должнику о наступлении очередного срока выплаты процентов, уведомляет об объеме штрафа и начинает отсчет пеней.

Если договориться не удается, банки прибегают к услугам посредников - коллекторов. «Деятельность этих посредников заключается в том, что они берут у банка просроченную задолженность, приходят к должнику и говорят: верните хотя бы половину или 70% и посмотрите, как это вам будет выгодно. Вам не нужно платить штрафы и пени, санкции. Вы избавляетесь от необходимости платить кредит и можете спать спокойно», - поясняет Алексей Понкратьев, управляющий Санкт-Петербургским филиалом Номос-банка. Коллекторские агентства делятся на независимые и «прикрепленные» к банку: «В Петербурге всего пять-семь агентств, а независимых - только два-три, - говорит Сергей Львов, генеральный директор ООО «Группа компаний «Арсенал». Коллекторские услуги». - Часто банк создает агентство, которое поддерживает материально. А нам приходится быть постоянно эффективными». Коллекторские агентства, как правило, больше работают с кредитами граждан, а не юрлиц. «Коллекторы заинтересованы не в одной большой сумме, а во множестве маленьких задолженностей. Вероятность возврата займа от 10 заемщиков выше, чем от одного», - отмечает Алексей Понкратьев.

Ряд коллекторов выкупают долги, ряд работают за агентское вознаграждение. «Мы подписываем контракт, в котором указываем вознаграждение. Процент зависит от срока просроченной задолженности от 10 до 50% от типа задолженности. Самые дорогие долги те, которые больше 3 лет», - поясняет Сергей Львов. Как правило, кпд коллекторских агентств находится в диапазоне от 5 до 50%.