Рынок лизинга для малого бизнеса: обзор

Опубликовано: газета «Деловой Петербург», № 237 (2559), 19.12.2007

Текст: Фаддеева Мария

Лизингодатели «играют в малый бизнес»

Лизингодатели дробят свои портфели не от любви к малому бизнесу, а от конкуренции: маленькие клиенты проще больших.
Объем услуг лизинговой отрасли в России идет на рекорд. По данным РА «Эксперт», объем рынка составил $ 16 млрд, а суммарный портфель всех лизинговых компаний - $ 33,5 млрд. Однако участники рынка считают эту статистику недостаточно репрезентативной из-за влияния крупных компаний-монополистов: РАО «РЖД», РАО «ЕЭС» и предприятий авиационного блока. Реальный рост рынка существенно меньше - 30-60% в год.

Малые и средние

Наибольший спрос на лизинг - в сегменте малого и среднего бизнеса, в сумме 72%. «В нашей компании проекты с малым бизнесом занимают все большую долю, - говорит Алексей Мятлик, начальник отдела лизинга оборудования ООО «Глобус-лизинг». - Объем требуемого для них финансирования в 2007 г. увеличился на 35-40% по сравнению с 2006 г».

Дмитрий Самодуров, генеральный директор ЗАО «Универсальная лизинговая компания», считает, что перспективность отрасли малого бизнеса можно было заметить и раньше: «У нас в портфеле около 70% составляет средний и малый бизнес, и эта их доля в последние годы не менялась». По его мнению, основу портфеля большинства лизингодателей составляет не малый, а средний бизнес: совсем маленьким фирмам, которые работают по упрощенной системе налогообложения (УСН), лизинг не очень интересен. «Тем, кто работает по УСН, приходится покупать услугу вместе с НДС, а предъявить его к оплате они не могут. Поэтому им приходится платить на 18% больше».

Только потенциал

Впрочем Кирилл Царев, директор группы компаний «Интерлизинг», отмечает, что в краткосрочном периоде крупный бизнес играет пока основную роль: «С точки зрения перспектив малый и средний сегмент растут больше, чем сегмент крупных предприятий, но все равно большую часть объема в ближайшие годы будет занимать именно он».

Банкам легче давать в лизинг дорогое, а значит высоколиквидное оборудование, которое может покрыть все риски по невыплатам.

Лизинг как спасение

- Для малых и средних предприятий лизинг - это зачастую единственный способ получить финансовые ресурсы. Банки кредитуют малых неохотно, а «черные» кредиты опасны для здоровья и имеют слишком высокий процент.

Процент по лизингу, конечно, выше, чем по кредиту, но не сильно. «Эффективная ставка по лизинговой услуге может составлять 15-20% на остаток, по кредиту - 12-14%, максимум 18%», - говорит Артем Кушнарев, директор по экономике и развитию ЗАО «Буер».

- Кроме того, лизинг для средних предприятий приносит налоговые преимущества. «Процент по лизингу идет в возмещение НДС - это основной плюс. Если оборудование покупаешь, оно сразу падает на баланс и возникает огромный НДС к возмещению.

Государство его должно возмещать, но я ни разу не слышал, чтобы возместили, а вот проверка придет обязательно, - отмечает Артем Кушнарев. – Если же взял оборудование в лизинг, то НДС к возмещению как бы «размазан» по всему сроку».

Темные «лошадки» для рынка

Текст: Евневич Мария

Основные минусы для лизинга малого бизнеса - низкая финансовая устойчивость и сложности с оценкой деятельности.
«Малые предприятия для лизинга более рискованны: часто они не имеют представления даже о своем бизнесе, не говоря уже об отрасли», - говорит Дмитрий Самодуров, генеральный директор ЗАО «Универсальная лизинговая компания». Еще одна проблема - низкая финансовая устойчивость малых предприятий. «Следует отметить меньшую прозрачность деятельности малого бизнеса, что негативно отражается на выполнении обязательств по выплате лизинговых платежей», - считает Алексей Мятлик, начальник отдела лизинга оборудования ООО «Глобус-лизинг».

Лизинговые компании уходят от подобных рисков, вводя дополнительные требования: право собственности на помещения, фиксированный % аванса. Кроме того, малый бизнес интересен только по высоколиквидному оборудованию (автотранспорт, недвижимость), чтобы покрывать все риски.

Отдельные подход к массовым клиентам

Текст: Мария Евневич

Лизингодатели ради малого бизнеса создают не только специальные требования, но и специальные «льготные». условия.
Среди них - уменьшение суммы сделки до $ 15-20 тыс., гибкие платежи, сезонные отсрочки. Основная добродетель - это гуманный подход к должникам. Изымать и продавать объект лизинга будут в последнюю очередь, после того, как исчерпаны другие методы убеждения.

Неожиданный успех

«Нами разработана программа «Малые проекты», которая позволяет реализовывать проекты от 1 млн. рублей, - рассказывает Алексей Мятлик, начальник отдела лизинга оборудования ООО «Глобус-лизинг». - При этом процедура рассмотрения подобных проектов упрощена за счет специально подготовленной скоринговой системы оценки проекта и финансово-хозяйственной деятельности лизингополучателя. Программа была запущена весной 2006 г. с прогнозом реализации 200 млн. рублей, но уже через два месяца объем инвестиций превысил 500 млн. рублей, а к концу 2006 г. достиг 1 млрд. рублей».

Основная причина внимания к мелким предприятия в том, что рынок крупных клиентов уже «выбран». «Несколько компаний крупного бизнеса дают оборот больше, чем десятки малых предпринимателей, - говорит Кирилл Царев, директор группы компаний «Интерлизинг». - С другой стороны, сотня малых клиентов одновременно обанкротиться или уйти к конкурентам не может». К тому же, крупные клиенты «избалованы» - они объявляют тендеры на оказание им услуг лизинга и устраивают лизингодателям жесткую ценовую конкуренцию».

20% от выручки в месяц должен составлять минимальный лизинговый платеж.

Алексей Мятлик, начальник отдела лизинга оборудования ООО «Глобус-лизинг».