Искусство инвестировать в искусство

Опубликовано: «Доход», ежемесячное приложение к журналу «Деловой Петербург», №1, 12 апреля 2005г.

Текст: Мария Евневич, dohod@dp.ru

Живопись, графика, декоратавно-прикладное искусство, фотография, мебель — что выбрать?

При этом существует железное правило: коллекционирование произведений искусства прежде всего должно приносить удовольствие. Инвестирование в такие предметы должно приносить доход.

Коллекционеры покупают картины, антиквариат, раритеты и т.д. для себя, инвесторы — для последующей перепродажи.

Для людей, профессионально занимающихся инвестированием в живопись, понятно, что именно стоит покупать и собирать, когда и за какие деньги. Тем, кто подошел к этому вопросу впервые, для начала имеет смысл обратиться к профессиональным участникам рынка, чтобы доки помогли новичкам не ошибиться с выбором.

Всплеск активности

В Москве заметно выросло количество галерей, коллекционеров, дилеров, регулярными стали антикварные аукционы.

Неизменно лидирующие позиции по количеству вложенных средств занимает живопись, причем именно русская. На зарубежных аукционах — схожая картина: активно торгуется отечественная живопись. Основными покупателями ее являются именно российские миллионеры.

В первых рядах — лидеры нефтяной отрасли, магнаты металлургии, электроэнергетики, банкиры, политики, владельцы авиакомпаний и т.д.

Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, фотография, мебель, ювелирные изыски или археологические раритеты...

Патриотичность

Для большинства инвесторов, коллекционеров и профессиональных участников рынка вопрос имеет однозначный ответ — русская живопись. Цены на мировом рынке вовсе не означают, что начинать коллекционировать или инвестировать можно, только обладая сотнями тысяч долларов.

Разумеется, доход будет пропорционален вложенному капиталу. «Начинающим можно посоветовать обратить внимание на графику, а именно — на ксилографию, получившую в России свое уникальное развитие. На такие имена, как Анна Остроумова-Лебедева, Владимир Фаворский, Дмитрий Бисти. А художники театра, кино, исполняющие массу эскизов костюмов, декораций? Эскизы архитекторов — это целый мир полета фантазии, начиная с рисунков и офортов Панини и Пиранези до Татлина, Чернихова, Леонидова, Мельникова. А сколько существует рисунков и композиций к живописным произведениям, да и просто самостоятельной уникальной графики?!» — вдохновлен возможностями арт-дилер.

Где покупать

Раритеты предпочитают приобретать у западных дилеров. Это спокойнее и надежнее — дает возможность избежать искусных подделок (особенно это относится к античности, прикладному искусству). На Западе давно существуют компании, занимающиеся дилерской деятельностью и объединенные в ассоциации, например Национальная ассоциация дилеров изящных искусств и антиквариата Америки, перешагнувшая 50-летний юбилей и объединяющая 45 подобных компаний.

Существует множество аукционных домов, среди которых есть лидеры по общей сумме продаж за аукционную сессию, за месяц, за год или по сумме продаж в определенном секторе: часы, мебель, ювелирные изделия. Тут же следует вопрос: какой аукционный дом — абсолютный лидер? На самом деле у каждого из них свой конек, и терять позиции не хочет никто. Вопрос, как правило, не в том, какой аукционный дом лучше, а кто «распечатал» (получил право распродать) новую коллекцию или внедрил новую форму торгов. Так, владельцы какой-либо коллекции могут обратиться в аукционный дом с просьбой реализовать ее.

Например, наследники Макса Штайнталя обратились в аукционный дом Sotheby's. После «предпродажного» турне коллекции по Европе (Германия, Франция, Австрия, Испания) коллекция была распродана на серии аукционов в ноябре — феврале 2004 г. Австрийский Dorotheum организовал онлайновые торги и имеет на сегодня 100 тыс. зарегистрированных пользователей, принесших 51 млн евро годовой прибыли. Оказалось, что самые обыкновенные торги через Интернет ведут к расширению аудитории и, как следствие, к увеличению объемов и результатов продаж. Разумеется, система регистрации обязательна, и человек со стороны не может принять участие в торгах.

Игра на рынке

Спокойно ждать общего повышения цен - дело скучное, тем более если обладатель отдельных произведений искусства или коллекции заинтересован в росте ее стоимости. Этот процесс можно спровоцировать. Для того чтобы участвовать в процессе повышения стоимости своей коллекции, необходимо давать работы на проходящие выставки, публиковать их в каталогах или тематических изданиях, наконец, издать каталог своего собрания.

Степень управляемости процессом зависит от того, на что ориентироваться и чьей помощью пользоваться, инвестируя в живопись: галереи, искусствоведы, друзья, личный вкус и пристрастия или частные дилеры — выбор всегда остается за инвестором и коллекционером.

Мода диктует цену

Динамику цен есть смысл отслеживать в период за последние 5 лет.

Принято считать, что доходность (рост стоимости в год) на западное искусство составляет 20%.

Цифра здесь очень приблизительна и зависит от уровня работ, моды на данного автора, сохранности произведения. Хотя, даже говоря о приблизительных значениях, можно сказать, что для русского искусства этот процент может быть намного больше.

Инвестиции в искусство, естественно, имеют некоторый фактор неопределенности, но, как правило, он срабатывает в положительную сторону. Естественно, если объект инвестирования выбран правильно.

На торгах бывает, что цены взвинчиваются до неожиданных высот. Но, конечно, угадать заранее, на что цены пойдут вверх, не так-то просто.

Можно отследить стабильно растущих в цене авторов, коллекции. А спонтанный рост, естественно, выше.

ПРИМЕР «ТОПОВЫХ» РЕЗУЛЬТАТОВ ПО РАЗНЫМ ОБЛАСТЯМ ИСКУССТВА

 Аукцион Christie's, Нью-Йорк, 15 октября, Р. Мэпплторп «Лилия Калла», эстимейт — $45-50 тыс., продана за $242.700.

 Christie's, Нью-Йорк, 19 октября, Фельдмаршальский жезл (1878), эстимейт — $100-150 тыс., продана за 903.500.

 Skinner, Нью-Йорк, 7 ноября, декоративный комод XVIII в. (1735-1739), эстимейт — $300-500 тыс., продана за $ 1,876.000.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Владимир Говорков, арт-дилер:

Русскую живопись в России проще проверить на подлинность. Кому как не нашим искусствоведам дать экспертное заключение о подлинности, особенно если произведение не имеет авторской подписи? В этом случае всегда возникают серьезные атрибуционные проблемы. Фундаментальная искусствоведческая экспертиза может быть проведена на сравнительном анализе работ художника с имеющимися в наших ведущих музеях образцами, да и технологическую экспертизу в России сделать проще и дешевле, и результат будет точнее. Следующая причина — блестящие результаты русских торгов на Sotheby's и Christie's.

Так, «Женщина в цилиндре» Бориса Григорьева (эстимейт (оценочная стоимость) — 175-200 тыс. фунтов) продана на последних осенних торгах за 588 тыс. фунтов, там же продана картина Петра Верещагина «Ярмарка в Нижнем Новгороде» (эстимейт — 350-450 тыс. фунтов) за 506 тыс. фунтов. 1/1 это далеко не предел. Хотя цены на некоторые имена неоправданно завышены уже сегодня».