Петербургские телезрители и все-все все

Опубликовано: интернет-газета «Фонтанка.Ру», 20 октября 2010 г.

Текст: Мария Евневич

 Вчера представители «Видео-Интернэшнл» и «TNS Россия» жгли, рассказывая о том, каков профиль современного телезрителя. Прошлись и по петербуржцам, которые якобы «любят криминал и почти не смотрят новости культуры и искусства», и по интернет-пользователям, которые «на самом деле смотрят телевизор довольно много».

Дело было на конференции «Медиасфера 2011». Это был бы скучный междусобойчик телевизионщиков и рекламщиков, если бы не исследования телевизионной аудитории, результаты которых поражают воображение. (отнеситесь с пониманием к моей иронии).

Первое исследование презентовала Ксения Ачкасова, представитель компании TNS-Россия (это та компания, которая рейтингует телеканалы на основании данных пиплметров.)

Скованные одной цепью

Согласно данным TNS, 99% всех жителей нашей страны хотя бы раз в месяц включают телевизор. Причем, время смотрения телевизора в среднем по стране составляет 227 минут, то есть, почти 4 часа в сутки.

*** Мне этот пункт кажется как минимум, сомнительным. Однако тут надо сделать скидку на то, что это «средняя температура по больнице». Потому что согласно исследованию TNS, усредненный телезритель «тратит 8 часов в сутки на сон, 1 час на еду и дорогу, 3,5 часа на работу и 4 часа на телевизор». На вопрос «Как такое может быть? Кто же и на еду, и на езду в общественном и личном транспорте тратит всего 1 час в день? И что это за люди, которые работают по 3,5 часа в день?» Ксения Ачкасова пояснила, что речь идет о «среднем телезрителе, то есть, опрашивали и пенсионеров, и детей, и взрослых». 

Жить с Симпсонами

Женщины смотрят телевизор больше, чем мужчины, причем в старшем возрасте больше, чем в молодом (это не новость). Но! есть один канал, который больше всего смотрят молодые мужчины в возрасте от 20 до 30 лет. Это канал 2х2.

***Так что, если верить этому исследованию, молодые женщины, выходящие замуж за молодых мужчин, рискуют оказаться в семье с Симпсоном или каким-нибудь Эриком Картманом из «Южного парка». 

«Бандитский Петербург»

Оказывается, профиль петербуржского телезрителя сильно отличается от профиля среднего российского и московского потребителя телеконтента. Во-первых, петербуржцы сильно больше, чем москвичи и все остальные россияне смотрят криминальные новости, катастрофы и тому подобную кровищу.

***Можно было бы это стереотипно списать на издержки «Бандитского Петербурга». Или наоборот, «в жизни этого не так много (к счастью), вот и смотрят».

«Культурная столица»

Петербуржцев, по мнению TNS, практически не интересуют программы о культуре и искусстве. По крайней мере, питерцы смотрят их меньше, чем люди в среднем по стране.

***Тут как раз можно оправдаться: «Да, знаете, у нас этой культуры вокруг, в городе, «в реале», так много, что еще и по телевизору ее смотреть – вообще смысла нет». 

«Зенит» -чемпион»

В Петербурге очень любят смотреть спортивные программы. Но если москвичи и россияне в целом смотрят спорт равномерно – и олимпиаду, и футбол, и хоккей, и фигурное катание и т.д., то у питерцев интересы уже. Жители Северной столицы смотрят преимущественно футбол, и уже в меньшей степени все остальное.

***На самом деле, может быть ситуация обратная? Просто после того, сколько денег вкачали в «Зенит» и как он себя последнее время «позиционирует» в турнирной таблице, остальные регионы просто стали меньше смотреть футбол, потому что результат предсказуем. И Питер просто выделяется на фоне «не смотрящих футбол» регионов?

Напоследок Ксения Ачкасова сказала, что компания TNS планирует усилить свою исследовательскую базу в регионах и наставить новых пиплметров. И в ближайший год в Петербурге будет охвачено уже 250 домохозяйств. (То есть, умножаем 250 семей на 2,7 человек в среднем в семье, и мы получаем !!!WOW!!! аж почти 700 человек. Такова их выборка для составления телевизионных рейтингов и проведения исследований телеаудитории: 700 человек из 5 миллионов. Не богато, как минимум. Подробнее про пиплметры см.здесь: http://www.fontanka.ru/blog/56513.html).



Вторым выступал Виктор Коломиец из аналитического центра «Видео Интернешнл». Было похоже на «Пинки и Брэйна», в стиле «А что будет происходить в этом году? То же, что и всегда – телевидение будет захватывать мир». И единственное, что может ему помешать, это Интернет.

Коломиец сказал, что сейчас оборот рекламы в телевидении составляет 112 миллиардов рублей в год, а к 2015 году, по прогнозам «Видео Интернешнл», вырастет больше, чем в два раза, и дорастет до 245 миллиардов. Доля телевидения в общем обороте рекламы выросла с 29% в 99 году до 56% в 2009. Интернет-реклама за это время выросла с нуля до 10% и продолжает активненько расти.

*** Причем, по прогнозам, интернет-реклама начинает постепенно отнимать долю у ТВ-рекламы. 

Также докладчик заявил, что «то, что Интернет-пользователи не смотрят телевизор – это миф». По его данным, средний интернет-пользователь смотрит телевизор на 1 час меньше, чем обычный телезритель, то есть, почти 3 часа в день.

***Откуда ж они столько времени на это берут, я прямо не знаю…

Занимательно, что людей в возрасте от 15 до 24 спикер назвал «группой риска» — то есть, молодежь, по его мнению – это те, кто быстрее всего может отказаться от ТВ в пользу Сети.

Объясняя, почему, несмотря на все прелести Интернета, большинство населения страны продолжит смотреть телевизор, Коломиец сказал замечательную фразу: «Люди живут стадами и задача ТВ — эти стада организовывать!» 

Ну и в довершение всего, по принципу «Если что-то нельзя предотвратить, то нужно это организовать и возглавить», Коломиец постановил: «Интернет – это основа новых практик телепотребления».

ЗЫ: Так что, похоже, стоит готовиться к интернет-атаке телепроизводителей.