По следам язычников

Опубликовано: «Gaudeamus» №13 2001,

Текст: Мария Евневи

Человека притягивает всё таинственное. Чтобы столкнуться с тайной, не надо далеко ходить: она всюду вокруг нас, а специфических мест полным-полно в окрестностях Питера.

Есть пещеры и подземные ходы. Есть культовые камни и рисунки на скалах, древние крепости и монастыри, рощи, озера и дворцы, про которые ходят легенды.

Научная справка: памятники языческих времен называют топохронами. Капища и требища – места жертвоприношений и совершения обрядов, могильники и курганы – места захоронений, урочища – культовые лесонасаждения. Капища строились в “местах силы”, там, где повышенная концентрация природных, естественных источников энергии. Особенно много их по Волхову, в районе Новгорода и Старой Ладоги. В “местах силы” можно поправить здоровье, как в некоторых из Саблинских пещер (если нужную пещеру выбрать). Некоторые ездят потаращиться на древние камни: возле “Карельского Стоунхенджа” теряют сознание или проваливаются в очень глубокие и реальные, весьма кровавые сны, которые помнят долго.

Новгород

Я вычитала, что в Новгородской области есть 5 основных площадок где были обнаружены следы древних языческих культовых сооружений: Коломо, Подгош, Хутынь, Сущево, Перынь.

В 4 часа утра, немного подкрепившись, мы с друзьями сели в машину и поехали искать Перынское капище. К 7 часам, с рассветом, мы въехали в Новгород. Мы знали только, что капище находится в 4 км от Новгорода, там, где Волхов впадает в Ильмень, на холме, обращенном к востоку, и сейчас там стоит Перынский скит.

История знает следующую закономерность: одна религия, выселив другую, строит храмы так, чтобы одновременно занять место силы и не дать староверцам поклоняться этому месту. Поэтому большинство церквей стоит на местах требищ, капищ и жертвенных ям. На Перыни сейчас скит, а собираются строить женский монастырь.

Приехав на Ильмень, мы решили ориентироваться на ощущения: во-первых, всех тянуло в одну и ту же сторону. Это было что-то вроде едва уловимого запаха в воздухе, какой бывает после грозы, к которому тянулся нос и хотелось бежать вперед. Я подняла голову, чтобы посмотреть на небо, и увидела еще одну странность: над одним полуостровом облака сходились концентрическими кругами, а птицы, подлетая к этому месту, делали несколько кругов в воздухе и только потом летели дальше. Поэтому там постоянно крутилась и кричала тьма птиц всех цветов и размеров. Мы нашли, что искали. Вид был величественный.

Полуостров соединяется с берегом прямой белой дорогой, по краям которой стоят ровными рядами огромные, абсолютно прямые сосны, а за ними, как два старца, перекореженные горелые, но еще надолго живые, дремуче-древние дубы. Подходя к Перыни, проходишь через этот строй. Все остальные деревья на полуострове очень старые и необычной формы.

Раньше здесь было капище Перуна, древнерусского бога грома и молнии, коллеги скандинавского Одина и греческого Зевса. Он возглавлял пантеон языческих богов, составленный князем Владимиром. Когда мы зашли на территорию скита, батюшка поинтересовался у нас, приехали мы смотреть церковь или капище. Мы признались ему честно, видимо, мы были далеко не первые.

Естественно, идолы не сохранились, осталась только площадка около 20 м в диаметре, окруженная рвом с восьмью округлыми выступами, в каждом из которых горел когда-то негасимый огонь. Что-то с нами такое произошло там, что потом весь день нас не замечали люди на улице, в кафе, в магазинах, будто и нет нас вовсе.

Мое возмущение: Найдя в начале 90-х на месте капища статую, предположительно стоявшую в одном из лепестков - полукружий, церковные работники положили ее в хранилище, в музей не сдали, а через четыре года выкинули в Волхов.

Легенда (Мазуринский летописец, 17в.). Своим названием река обязана колдуну Волхову. Он принял образ крокодила, поселился на холме у капища Перуна, возле Ильменя, где подстерегал корабли, своим огромным телом перегораживая дорогу, пожирал и топил людей. Его удавили бесы, и народ, плача, похоронил чудище под курганом. Через 3 дня земля разверзлась и поглотила курган вместе с телом крокодила.

Старая Ладога

Еще одно место скопления топохронов – Старая Ладога. Ехать всего 120 км от города. Это другая, Ладожская часть Волхова. Прямо возле дороги, перед въездом в город, расположены языческие сопки. Одна из них - предположительно могила Вещего Олега. Хотя ученые в это не верят. Натальин Николай, специалист с геофака СПбГУ, говорит, что если Олег где-то в окрестностях и захоронен, то никак не в этих сопках. У них структура пород естественная, слойная, а это значит, что их никто никогда не раскапывал, ничего туда не закапывал, и курганов не насыпал. Холмы намыло рекой, а при перемещении русла они обнажились.

Когда стоишь на холме, ветер сбивает с ног, а река утоплена в низине и абсолютно спокойна… Отсюда видно Староладожскую крепость.

Из истории: дохристианская, изначально языческая, древнейшая каменная крепость Восточной Европы: 750 г стояла на пути из варяг в греки и была самым первым крупным торговым городом Руси, еще до Новгорода. Сюда, по легенде, и был приглашен на княжение Рюрик.

Первым делом мы полезли обследовать башни. Смотровая башня так расположена в пространстве, что с нее открывается вид на Волхов на километры в обоих направлениях, причем именно на этой башне улучшается дальность и острота зрения. Когда слезаешь с башни, эффект пропадает. От Тайничной ведет подземный ход к воде.

Рядом с крепостью есть “святой” источник, говорят, что там целебная вода, а монахи из соседнего монастыря таскают ее к себе в трапезную. На другом берегу – языческое урочище Плакун, но мы до него так добраться и не смогли. Все еще впереди.

Байка: под Волховом есть заваленный с обеих сторон подземный переход с золотым гробом Рюрика. Я в это не верю. Но я верю своим ощущениям. Если хотите интересного – не надо сразу лезть на Тибет или в Египетские храмы. Начните с ближайших окрестностей.