Вернуть крылья

Опубликовано: «Gaudeamus» №16 2002,

Текст: Мария Евневич

“Мы летаем, а не бомбим!” - это стиль жизни участников проекта “Небесная Одиссея Александра Бегака”. Сам Бегак учится на пятом курсе Московского авиационного института и 31 июля на сверхлёгком летательном аппарате “Скара­бей” предпринял попытку совершить перелёт из Санкт-Петербурга в Москву.

Что за проект такой?

Ребята из Пятигорска, любители полетов, решили совместить приятное с полезным: летать, как им того хочется, и продвигать в массы патриотические и антивоенные идеи, и создали свое спортивно-патриотическое воздухоплавательное движение.

Незамеченными ни им, ни их идеям остаться не удастся, ведь у них заявлены экстремальные мероприятия, как например программа “Одиссеи”. “Одиссея” состоит из нескольких этапов: полёт на воздушном шаре в Антарктиду и первый в истории России прыжок с парашютами на Южный полюс. Выбор Южного полюса в качестве конечного пункта “Одиссеи” обусловлен отсутствием в Антарктиде войн и терроризма вот уже 4,5 миллиарда лет. Перед этим воздушный шар и парашюты будут тестироваться на Эльбрусе.

Первым этапом “Одиссеи” стал перелет Санкт-Петербург – Москва, который фактически превратился в Санкт-Петербург – Валдай. А. Бегак летел на мотопаралёте собственной конструкции “Скарабей” (сверхлёгкий летательный аппарат с двигателем канадского производства и парашютом - мягким несущим крылом) вдоль федеральной трассы Е-95, но вынужден был совершить аварийную посадку на специальную площадку, оказавшуюся валдайским болотом, из-за сбоя в работе двигателя. Бегак вспоминает: “Вхожу в болото по спирали. Касание, - и движение мгновенно застопорилось. Компьютер вдребезги. Вижу, как одно колесо в полнейшей тишине пронеслось вверх, через секунду так же беззвучно ушло в небо второе. Шасси как не бывало. Упал купол. У меня - ни царапины. Выбрался из кабины и сразу провалился в яму”.

В результате посадки на засохшие болотные кочки “Скарабей” сломал шасси, а имя Бегака было занесено в книгу рекордов России. Руководитель полёта передавал Бегаку: “Представь себе, ночное небо, купола не видно, серебристый силуэт мотокапсулы, два луча бьют под разными углами, и тишина, двигателя почти не слышно. В общем, тут машины останавливаются, водители выходят и в небо смотрят. Короче, ты теперь - НЛО!!!”

Герой c крылышками

Сейчас Андрею Бегаку 29 лет. В 13 лет он занялся парашютным спортом, после этого занялся парапланеризмом. Об истории возникновения идеи рассказывает следующее: “Все идеи витают в воздухе, эта – не исключение. Когда-то давно, в начале уже прошлого века авиаторы-энтузиасты начинали покорение неба на хрупких аппаратах собственных конструкций. Сейчас “пятый океан” занят современными авиалайнерами, ежедневно перевозящими тысячи людей. Чистый восхитительный полёт превратился в поездку на автобусе, как от метро до работы. (Читайте Р. Баха). Вот мы и подумали, что самое время возродить дух авиации первых шагов, но уже с новыми техническими возможностями, и вернуть человеку ощущение полёта. Мы хотим, чтобы юное поколение России увлеклось авиацией, воздухоплаванием, путешествиями по миру, а не наркотиками и войной”.

Молодые Одиссеи не сдаются: летом 2003 года паралет “Скарабей” с новым двигателем долетит таки до Москвы. Судьба экспедиции на Южном полюсе мне лично внушает опасения. Неизвестно, где сможет совершить аварийную посадку воздушный шар, если неполадки с летательным аппаратом произойдут на Эльбрусе или по дороге в Антарктиду. Полдороги от Питера до Москвы – это валдайское болото, а полдороги до Антарктиды – это гораздо более неприятно, если придется падать… Опять же, прыжки с парашютом на Эльбрусе – это слишком экстремально даже в теории, не говоря уже о практике, и говорить о таких сумасшедших планах заранее просто опасно: могут сглазить.

Комментарии

Отношение к проекту “Небесная Одиссея” в среде парапланеристов неоднозначно.

Андрей Собетов, президент клуба парапланеристов “Санкт-Петербург”, мастер спорта по планерному спорту: “Все эти время от времени появляющиеся громкие сенсационные штуки в СМИ рассчитаны на получение денег. Я не имею полной информации о проекте “Небесная Одиссея”, единственное могу точно сказать: в среде спортсменов эти люди и их проект неизвестны. Я этого Бегака не знаю, и его имя ничего не говорит. Хотя, я не отрицаю, есть от природы талантливые неизвестные спортсмены и "конструкторы -самородки”. В парапланерном спорте, как и во всех остальных, есть официально сертифицированные пилоты, а есть те, кто летают сами. У меня отношение к таким полетам отрицательное. Да, у нас часто бывают безумные предложения. Например, приходит к нам в клуб сумасшедший конструктор и говорит: “Дайте мне денег, и я сделаю вам махолет”.

Владимир Прудников, парапланерист: “Параплан - это воздушная стихия, стихия ветра, и чем меньше на нем металла, тем лучше. Крыло параплана предназначено для парения, параплан – это птица, а какая птица может быть с бензомотором. Но мотопараплан имеет дополнительные возможности: он может стартовать с земли, летать при отсутствии ветра в любом направлении и на высоте от 10 см над Землей до нескольких км, а обычный параплан стартует с горы или с холма, высотой хотя бы метров 30”.

Напоследок

Есть люди, которые забыли, что такое просто летать, не помнят восторг, когда паришь и чувствуешь себя птицей. Они летают, чтобы… не важно что: показать себя, заработать денег, получить медаль. Небо не прощает полетов не ради полетов. Я не летала на крыле, но я падала с высоты и каталась на сноуборде по целине, и я знаю, что стихия не прощает, когда перестаешь отдаваться ей.

Я видела, как ломали себе кости сноубордисты, которые начинали зарабатывать деньги показательными прыжками. Бегака небо не простит за рекламу и за ложь, я так чувствую. Но я не могу это обосновать ничем, кроме собственных чувств. Интересно, чувствует ли это сам Андрей? Надеюсь, посадка у него будет мягкой.

"В начале уже прошлого века авиаторы-энтузиасты начинали покорение неба на хрупких аппаратах собственных конструкций. Сейчас “пятый океан” занят современными авиалайнерами, ежедневно перевозящими тысячи людей. Чистый восхитительный полёт превратился в поездку на автобусе, как от метро до работы. Самое время вернуть человеку ощущение полёта."