Мы не идиоты. Мы - флэшмоб!

Опубликовано: «GAUDEAMUS», №16 2003,

Текст: Мария и Николай Евневич

Все началось на Московском вокзале. Толпа народу с плакатами "Таня Лаврухина", воздушными шарами, транспарантами и серьезными до ужаса физиономиями стояла на платформе и ждала. Но Таня не приехала. Почему? Потому что ее нет. Это был просто флэшмоб.

Стильно

Они не знают друг друга.

Они не знают, когда это произойдет.

Они приходят одновременно.

Кто они? Они импровизаторы - флэшмобберы. Флэшмоб - это спланированная импровизация. Каждый участник - сам по себе. Участники - нестандартно мыслящая молодежь.

Ярко

... История флэшмоба "Зайцы".

Место: "Stockmann" на Невском. Время: воскресенье, без четверти 12. Народу в магазине - тьма. Требования по внешнему виду: белая одежда приветствуется. Заячьи уши и, конечно же, морковки. Мобберы через 2 входа организованно входят в зал. Всего собирается человек 30. Ровно в 12.00 у всех участников звонят мобильнобудильники. Это команда на завтрак: все начинают есть морковки. Минут через пять все расходятся. Вот собственно и весь моб. Хотя нет, не весь - читаем на сайте http://www.flashmob.spb.ru/: "Результат: люди в астрале от увиденного, мобберы в восторге и при счастье от сотворенного".

Для полного понимания нужно попробовать.

Бесплатно

Вообще трудно представить затею удачнее, так как она и в финансовом плане не является обременительной. Стоимость участия равняется стоимости сгрызенной морковки или купленной газеты (моб в московском ГУМе, когда все читали газеты). В остальных случаях участники тратят только время, не больше 510 минут на сам моб. Также можно совмесить моб с другим мероприятием, например, после морковки поехать с заячьими ушами на работу, в театр и, возможно, там устроить еще один моб, на собственный сценарий.

Весело

Один из главных парадоксов: надо быть серьезным и не смеяться - чтобы было весело! Если будешь смеяться ты и остальные мобберы, то не будет весело никому другому. Главная задача флэшмоббера - делать невозмутимое лицо, что бы ни происходило. Особенно, если трепетно ожидаемая Таня Лаврухина не едет уже минут 40. Но если все удается, то происходит незабываемое, как на операции "Танцпол", когда мобберы дружно танцевали прямо в магазине аудиовидео техники.

Конечно, толпа в 70 человек в магазине площадью 40 кв метров не могла делать вид, что все пришли покупать телевизор, но каждый действительно старался. Потом, когда свой человек поставил Sash "Ecuador", и все пустились в пляс, надо было посмотреть на лицо продавца. А через 10 минут, когда большинство участников ушли, он нервными пальцами набирал жене на трубу и говорил примерно следующее: "Тут какая-то секта в 50 человек пришла и танцует, я в шоке!" Такое зрелище стоит 15 минут времени.

По телевизору покажут Первый питерский флэшмоб, проходивший на Московском вокзале снимался для ТВ программы "Намедни". Это был московский тип моба, когда все знают о времени и месте за месяц. Питерские мобы другие: все (место и время) определяется за день. Отсутствует шумиха. Приходят люди, которые хоть немного поднапряглись, чтоб узнать об акции. А если трубить направо и налево, припрется толпа зевак и играть останется некому.

Без вредных привычек

Моб - одно из немногих мероприятий, когда относительно большое количество людей (100150) занимаются безобидными вещами и при этом получают наслаждение, развлекаются. Заметьте, не пьют, не курят и морковкой не мусорят (огрызки на мобе "Зайцы" складывались в специально приготовленный мешок). И хоть мобберы наряжались зайчиками, как ни парадоксально, они выступают против незащищенного секса.

Безопасно

Правила моба оговаривают основные аспекты. Моб никаким образом не должен вредить людям, все участники обязаны иметь при себе документы. Особо подчеркивается, что после моба все участники расходятся поодиночке, не создавая группы (так устраняется возможность группового распития, например, пива в какомнибудь бутике сотней мобберов). Психолог, специалист в области межличностных отношений, прокомментировал эти правила так: "Флэшмоб - это управление толпой незнакомых друг с другом и несвязанных людей. Сначала акции безобидные, а потом неизвестно".

Все чаще всплывает идея коммерческого использования моб акций. На эту мысль наводит хотя бы то, что на сайт, посвященный флэшмобу, приходят в день 250 человек (это при том, что хорошо раскрученным считается сайт с посещаемостью 50 человек в день!). Не говоря о массовых сборищах хорошо организованной молодежи.

По мне, все равно, произойдет ли коммерциализация моба или нет, лишь бы его зарождающаяся философия не была смята деньгами, поставлена на поток.

Почему флэшмоб?

Начавшийся для России в Москве, моб теперь победной поступью шествует по России. На одном их первых (14 сентября) питерских Флэшмобов "Зайцы" было 30 человек, уже через неделю (21 сентября), на флэшмобе "Танцпол" было около 70 участников. Как объяснить это явление?

Любой клуб привлекает атмосферой: своими правилами, таинственностью, громкими девизами. Молодежь уникальная требует уникальных развлечений, и в последнее время занята тем, что пытается найти себя в чем угодно, будь то молодежная политика или концерты. В то же время выходят популярные фильмы, вроде "Бойцовского клуба" или "Черепов", про тайные или не очень общества со своей программой, убеждениями, правилами. Флэшмоб не идейный, не политический, он просто веселый.

Акция предлагает стильный перформанс и дает ни с чем не сравнимое ощущение, что ты не один такой отвязный. А что еще нужно молодежи, которой нечем заняться?