Крик препода - это к весне

Опубликовано: газета «Gaudeamus», №2, 21 января 2004

Текст: Мария Евневич

Привет, Гаудеамус!

Статья "Душа препода - потемки" зацепила за живое.

Вчера студент, сегодня преподаватель.

Раньше я была студенткой. Это было не более чем полтора года назад. Я писала в "Gaudeamus" и полностью соответствовала тому, что называется "студентка": много амбиций - больше, чем мозгов, и мало юбки - меньше, чем ремня. Я не ненавидела преподавателей и не считала их извергами, которым доставляет удовольствие мучить студентов. Просто все преподы казались мне существами, напрочь лишенными логики.

Теперь я стала "большая", и характер мой от этого только ухудшился. Я публикуюсь в толстом журнале, учусь в аспирантуре и принимаю у студентов защиту курсовых работ и практики. Я ставлю им те оценки, которых стоят их ответы. А они думают, что я их ненавижу.

Я раздражаю не только студентов, но и преподавателей, потому что ставлю "пары" за курсовые. А если студенту поставить "два" - это значит, что он придет снова. А значит, пересдача - трата времени и нагрузка на всю кафедру.

Защита курсовых. В аудитории - несколько комиссий преподавателей. У студентов лотерея: надо попасть к "доброй" комиссии. Окидываю взглядом очередь студентов под дверью. "Следующий", - говорю. Мне в ответ изза двери: "А к кому?" У опытных преподавателей иммунитет, они такие заявления флегматично игнорируют. "А не скажу! - отвечаю я ласково, внутренне вскипая, - К кому попадете, тому и ответите!" Очередь, определив, что "Сегодня кафедра не в духе" редеет: будут ловить удачу в следующий раз.

Парень на 2 года младше меня, помнится, мы с ним вместе водку пили, после защиты говорит мне: "Хотел сначала пойти к тебе отвечать, потом понял - ничего хорошего ты мне не поставишь". "Точно, - говорю, - я слишком хорошо тебя знаю и объем твоих знаний мне тоже известен". Жестоко, но честно.

Вечерники пошли: слушаю рассказ о тяготах жизни малого предпринимательства. А надо чтото ставить: человек же жертвовал прибылью, тратя время на курсовик.

Студенты в своих курсовых ссылаются на мои статьи из экономических журналов, безбожно их перевирая. И доказывают мне, что я писала именно то, что они говорят.

Думаете, "любовь к науке" - это абстракция? Ничуть. Чувство "научного" переходит на уровеньусловных рефлексов и вызывает физиологические реакции. Шерсть у меня на загривке встает дыбом, и я не могу поставить "три" тому, кто не знает к третьему курсу, что у курсовой должно быть оглавление и как оформляется титульный лист. И я не могу поставить "три" тем, кто не удосужился даже прочитать чужую работу, перед тем, как сдавать бе, как свою. О чем прямо в глаза им и заявляю.

Меня убивает, когда студенты, которые младше меня всего на 23, пусть даже 5 лет, называют меня на вы, при этом не забывая раздевать меня взглядом. Я испытываю от этого противоречивые чувства. Я одновременно и чувствую себя ископаемым (столько не живут, а любовь ко мне - это некрофилия), и хочу схватить этого студента за шиворот и затащить в какойнибудь темный угол, чтобы там он узнал, что на женщину ТАК смотреть можно только с серьезными намерениями. И если я, не обремененная излишними обязательствами в свои 23, выйду с факультета и быстро найду реализацию своим раззадоренным чувствам, то что делать обычному преподу, который остается в стенах вуза продолжать учебный процесс? Сублимировать энергию на творческую деятельность?

Помнится, на 1 курсе мы смеялись всей группой над злобным характером нашей англичанки: мол, ее "муж не удовлетворяет". Сейчас мне даже страшно подумать, насколько мы могли оказаться правыми...

Есть поверье, что когда студентки приходят с голыми ногами, преподаватели-мужчины из-за эмоциональной перегрузки ставят зачеты просто так. А вы когданибудь думали, что чувствует в летнюю сессию женщина-преподаватель? Ей дома компостирует мозги муж, а на работе - молодой студент. И у обоих совещание на работе и умерла тетя. Время идет, а мужья врут так же хреново, какистуденты. Но для сохранения семьи и для продолжения учебного процесса женщинам приходится делать вид, что они верят и тем, и другим.

А знают ли господа студенты, что по весне и преподавательницам хочется одевать короткие юбки? А нельзя! А знают ли господа студенты, что у женщины после 30 наступает пик сексуальной активности? А на работе нельзя!

Думаете, университет - это место встречи тех, кто хочет учиться с теми, кто хочет заниматься наукой и давать знания? Нет, это место встречи тех, кто косит от армии с теми, кто ищет мужа, под чутким оком тех, кто когдато давно пошел в ученые, думая, что наука нужна стране, а сейчас превратились в воспитателей больших детей.

По сути ситуация в вузе абсурдна: студенты не хотят учиться. И получается, что преподаватели должны их заставлять. А знают ли студенты,насколько это спорное удовольствие?

Наука - это как секс. Обучать наших студентов - это все равно, что трахать плохую бабу: сначала надо ее уломать и объяснить, что ей это надо, потом еще и доставить ей удовольствие. А в финале еще и "принять роды" в муках - в виде экзамена на сессии. И рождаются от такого "секса"- уроды, за которых жаба душит нарисовать даже "удовлетворительно" в зачетку.