Встретились, поговорили...

Опубликовано: «Коммерсант», № 56 (4111), 31.03.2009

Текст: Текст: Мария Фаддеева, Фото: Александр Коряков

Многие люди считают, что на любые мероприятия топ-менеджеры ходят только для того, чтобы найти что-то полезное для своего бизнеса. Действительно, порой даже на вечеринках и встречах с друзьями предприниматели решают деловые вопросы, но это не всегда является для них приоритетом.

Когда человек занимается бизнесом, его психика изменяется. Сначала в одну сторону — он начинает рассматривать все явления, события и людей, включая членов собственной семьи, как что-то полезное или "вредное" для собственной компании. Потом процесс идет в обратном направлении — человек бежит от господства работы в его жизни и ищет во всем окружающем его многообразии то, что с бизнесом не связано. Вторая стадия изменения предпочтений, естественно, наступает только у тех, кто уже добился успеха. В зависимости от того, какие мотивы превалируют у бизнесмена, меняется и перечень тех тусовок и мероприятий, которые он посещает.

Узкопрофильные форумы

Существуют сугубо профильные мероприятия, на которые ради развлечения не ходят. Такие встречи есть почти во всех сферах бизнеса: выставки проектов для девелоперов и строителей, облигационные форумы для банкиров и тому подобное. Большинство топ-менеджеров и собственников считают подобные мероприятия полезными и посещают их по нескольким причинам. Эдуард Пичугин, совладелец "Россинема инвест" и основатель "Кронверк Синема", считает, что таких причин как минимум две: "50% — это имидж, еще 50% — оптимизация логистики. Особенно полезны американские, европейские и отечественные международные форумы. В моей отрасли это, к примеру, "КиноЭкспо", "Кинорынок" и т. д. Дело в том, что у участников рынка катастрофически не хватает времени для общения друг с другом и с контрагентами. А там можно все это получить в концентрированном виде. Это такая "точка общения" - не надо по всему городу ездить, не надо по России или по всей планете летать. Ты сам и все, кто тебе нужен, уже прилетели в одно место, где за день можно обсудить и решить много вопросов. Нагрузка, конечно, большая получается, но и экономия времени колоссальная. Вы получаете дополнительную возможность общения с теми, с кем никак не могли собраться встретиться. Что касается имиджа, важно, чтобы все знали, что ты в теме, что ты на плаву, что ты еще в бизнесе".

Шире — не значит полезнее

В меньше степени полезными для бизнеса считаются межотраслевые мероприятия — такие, как Международный экономический форум в Петербурге или Лондоне. Для большинства частных предпринимателей, работающих не на основе частно-государственного партнерства и не за счет преимущественно иностранных инвестиций, экономическая эффективность подобных мероприятий сомнительна.

Декларируемые достижения экономических форумов — количество заключенных на форуме сделок и их общая сумма. К примеру, на последнем Экономическом форуме в Петербурге таких сделок было официально заключено более чем на $13 млрд. Но большинство бизнесменов уверены, что сделки к форуму "прицеплены" искусственно. Георгий Семененко, генеральный директор Кировского завода, считает, что заключить сделку на таком важном и освещаемом всеми СМИ событии — это престижно и вызывает общественный резонанс. С ним согласен Денис Литов, председатель совета директоров компании "Прагма", который отметил, что крупная сделка никогда не будет заключена, как результат любви — "с первого взгляда на выставочный стенд". Каждому серьезному соглашению предшествует многомесячная подготовка.

Многие петербургские предприниматели считают походы на подобные форумы малоэффективными, в том числе и из-за недоступности VIP-персон. "На таких мероприятиях, как Петербургский экономический форум, организаторы не делают ничего, чтобы люди могли пообщаться. Что мне с того, что я пришел на Экономический форум? Все равно у меня не будет возможности пообщаться с Кудриным. А посмотреть, как он говорит со сцены я смогу и потом, по телевизору. Или в газетах прочитать. Если на подобной тусовке была бы организована хотя бы свободная дискуссия с вопросами "из зала" — уже было бы больше пользы", — говорит Виталий Новиков, директор Санкт-Петербургского филиала Sellers (бывшее "Северсталь-авто").

Денис Литов в качестве причины, почему на Экономический форум в Петербурге ему ходить не интересно, называет некомфортные условия: "Нет никакого помещения, где можно было бы посидеть, поговорить на интересующие тебя темы с другими участниками форума, попить кофе или шампанского, причем не из пластиковых стаканчиков. Тем более что те, кто действительно нужен бизнесменам, с кем хочется поговорить, высказать какие-то предложения и пожелания, как правило, собираются отдельно, в помещениях, куда простым посетителям форума доступа нет". В противовес Петербургскому форуму лондонский, наоборот, изобилует общественно-социальными событиями: ежедневные фуршеты с коллективным распитием алкогольных напитков, концерты, званые обеды, вечера джаза и тому подобное. Но среди посетителей Лондонского форума петербуржцев относительно немного.

Тем не менее такие форумы собирают тысячи участников. Видимо, некоторые предприниматели все же считают участие в них полезным. В первую очередь это те, кто работает с государством, а также посредники между властями и частным бизнесом, так называемые экономические сводники.

Эдуард Пичугин видит еще один вариант извлечения пользы из межотраслевых форумов: "Участие в подобном мероприятии может быть хорошим поощрением для топ-менеджера, ведь это условно-полезные, одновременно и деловые, и развлекательные мероприятия. Для компании такие затраты будут отнесены на себестоимость, а менеджмент получит и отдых, и свежие мысли. Хотя в кризис это все, конечно, не очень актуально — подобные расходы корпораций урезаются в первую очередь".

Игорь Водопьянов, управляющий партнер УК "Теорема", иронично отзывается о пользе таких событий для малых предпринимателей: "Для малого бизнеса Экономический форум, безусловно, полезен: можно там, скажем, пирожки продавать, извозом заниматься..."

Потехе час

Весьма посещаемой в деловой среде тусовкой стали благотворительные рождественские аукционы серии "Азбука" по продаже картин — этакий оригинальный способ совмещения бизнеса, благотворительности и пиара.

На последнем аукционе подобного типа под названием "Гоголевская азбука" среди покупателей были замечены представители ВТБ, "Адаманта", банка "Санкт-Петербург" и множества других крупных и хорошо известных компаний. Были и "профессиональные скупщики" картин Валентины Матвиенко — менеджмент компании "Максидом", которая владеет 67% творчества петербургского губернатора (две картины из трех).

По мнению Александра Евневича, председателя совета директоров "Максидома", такой аукцион полезен в первую очередь не для бизнеса, а для детей: "При покупке картины первоочередное значение для меня имеет, куда пойдут вырученные от аукциона деньги (в этом году деньги были перечислены в Детскую больницу N 2 Святой Марии Магдалины. — Прим. авт.). Во вторую очередь, важно, кто нарисовал картину. И только в третью очередь я смотрю на то, что там нарисовано".

Покупка картины известного политика или государственного деятеля как бы "сближает" с ним щедрого покупателя. Как шутили некоторые участники аукциона, "можно купить картину "Узор" Путина, а потом, как с иконой, ходить с ней в государственные инстанции — для ускорения и успешного завершения процесса всяческих согласований".

Сильные и слабые связи

В зависимости от типа встречи, банкета, конференции, съезда, форума или любого другого общественного мероприятия люди, которые в нем участвуют, приобретают так называемые сильные или слабые связи.

Большие отраслевые или межотраслевые форумы дают "слабые связи" — это просто знакомство, сопровождающееся разговором о работе, политике или погоде. Потом люди как минимум при следующей встрече узнают друг друга в лицо, а как максимум — начнут деловые переговоры.

"Сильные связи" создает более тесный контакт. На заре становления российского бизнеса, в эпоху первоначального накопления и передела капитала, "сильные связи" приобретались при заключении контрактов в банях (с водкой и прочими благами цивилизации). Как сказал в своей лекции, посвященной социальным сетям бизнесменов, Даниил Александров, профессор, заместитель директора петербургского филиала ВШЭ: "Бани в России — это основа демократического общества". Можно добавить: как и кухни. Именно там идут самые открытые дискуссии и свободно высказываются мысли и суждения. Бизнесмены и сейчас много ходят в бани — как в свои, частные, так и в общественные, к примеру, "Дегтярные". Контракты там сейчас, в отличие от 1990-х, конечно, больше не подписывают. Да и для приобретения "сильных связей" теперь есть множество других возможностей. На смену баням пришли яхт-клубы, гольф-клубы и прочие клубы по неделовым интересам, в которых часто решаются серьезные деловые вопросы. В большинстве своем бизнесмены страдают от нехватки времени и от переизбытка информации. И если есть возможность получить полезную деловую информацию, попутно занимаясь любимым делом, скорее всего, предприниматель этим воспользуется.

Основная особенность "сильных связей" заключается в том, что они предполагают более глубокое знание личностных особенностей друг друга. Поэтому такие связи часто зарождаются в экстремальных ситуациях. Например, экспериментальная поездка на снегоходах в Великий Устюг (ее предприняли несколько петербургских предпринимателей прошлой зимой) или совместный подъем на Эльбрус. Но такие "сильные связи" могут дать для бизнеса как положительный, так и отрицательный эффект: при более тесном контакте люди могут просто "не сойтись характерами". Но если предприниматели все же нашли в таких условиях общий язык, то это, безусловно, может оказаться полезным и в деловых отношениях.

Марк Лернер, генеральный директор компании "Петрополь", считает, что для "сильных связей" главное — доверие: "Это ключевой фактор. Не только общие интересы, но и общее понимание жизни, общее отношение к базовым ценностям: что хорошо и что плохо". Естественно, люди, которые не доверяют друг другу (или не знают друг друга хотя бы по рекомендации), не сядут за один стол играть в преферанс, не говоря уже о бизнес-контактах.

Среди бизнесменов немало охотников и рыбаков. Например, охотой увлекается Игорь Лейтис, совладелец группы компаний "Адамант" — у него две охотничьи базы в Карелии. Загонная охота — мероприятие коллективное, поэтому партнеры, друзья, люди одного круга выходят на линию с ружьями вместе. Свежий загородный воздух и свежая кровь заваленного лося оказывают положительное воздействие на качество отношений, но все это, в любом случае, невозможно без взаимного доверия участников процесса.

В том, что касается "сильных деловых связей", большинство предпринимателей сходятся во мнении, что первичны все же отношения. Родится ли из них совместный бизнес — это уже вторично.

Новизна для бизнеса

Бизнесмены — люди исключительные, их трудно удивить. На обычных больших отраслевых и межотраслевых форумах они сенсаций не застают. "Там, естественно, ничего сверхнового и сверхъестественного не узнаешь. Новости на таких мероприятиях — только для журналистов и обывателей, а те, кто внутри бизнеса, все уже обсудили и знают наперед, что будет сказано с трибуны", — говорит Эдуард Пичугин.

Может быть, поэтому все более популярными становятся небольшие, "камерные" мероприятия, на которых можно провести время интересно и получить новые знания. Одной из таких "полезных тусовок" стал Междисциплинарный лекторий "Контекст", запущенный коммуникативным агентством Zero. Заседания лектория проходят в три этапа: лекция авторитетного эксперта, дискуссия и свободное общение. Лекции открытые — на них приходят даже студенты. А бизнесмены собираются не только для того, чтобы получить что-то для себя, но и, возможно, донести свои суждения и передать какой-то опыт. Среди постоянных экспертов лектория — несколько "миллиардеров" из списка журнала "Финанс".

Виталий Новиков считает такие собрания исключительно полезными: "Здесь интересно, потому что можно получить очень свежие мысли для бизнеса. К тому же есть возможность для общения. Когда идет обсуждение лекции, можно поговорить с хорошими экспертами — например, с Олегом Жеребцовым (совладелец сети "Лента". — Прим. авт.), который в публичных массовых тусовках обычно не участвует"

Гламурно-бесполезно

Если отраслевой форум или конференция даст "слабые связи" на уровне профессиональною знакомства, а совместные походы в баню или на охоту порождают "сильные связи", во многом основанные на личных отношениях, которые постепенно могут перерасти в деловые, то такие мероприятия, как поездка на футбол в Монако или в Манчестер не дают, по сути, ничего, хотя и являются, безусловно, самыми массовыми.

Некоторые бизнесмены считают, что не приехать на матч "Зенит—Манчестер" — это "дурной тон", потому что там собирается не только весь питерский, но и еще и половина московского бомонда. Но посещение таких мероприятий обязательно в первую очередь не для самих бизнесменов, а для посредников, пытающихся завести знакомства даже там, где люди просто отдыхают.

В Монако в день игры петербургского клуба по улицам ездили "Бентли", набитые вперемежку моделями и олигархами с флагами "Зенита", а яхтами была заставлена вся бухта, местами даже в два ряда. Был и прием с участием Валентины Матвиенко, и дискотека "Питерский десант". Но даже те, кто приехал в Монако, не будучи фанатами "Зенита", ехали скорее отдохнуть, чем завести полезные связи.

Почти все представители бизнес-сообщества уверены, что полезной может быть любая тусовка — лишь бы она была интересной. Потому что если она не даст прямой пользы для бизнеса в виде деловых связей, контрактов, кредитов или просто полезной и новой информации, то, по крайней мере, позволит сменить обстановку, что не менее важно для правильного, спокойного и продуманного ведения бизнеса.