Передача бизнеса по наследству возможна при четырех факторах:
1. хозяин бизнеса должен хотеть его отдать.
2. наследник должен хотеть его взять.
3. внешняя среда и структура бизнеса должны это позволять.
4. партнеры (и прочие группы влияния) не должны этому мешать.
По первому и второму фактору у российских и зарубежных бизнесменов трудности одни и те же. Проблемы отцов и детей с пересечением границ и сменой часовых поясов не меняются: родители, занимаясь образованием и воспитанием детей, хотят от них одного, а дети от своей жизни хотят совсем другого. Совпадают их пожелания, как правило, только с возрастом, когда дети уже выросли и жизнь их сложилась.
В четвертом пункте иностранные бизнесмены наших, наверное, даже перещеголяли. Про битвы менеджеров и акционеров за контроль над корпорациями снят не один остросюжетный фильм. Эдакий собирательный образ: «почтенный родитель уходит в другой мир, бизнес достается детям, а пока дети маленькие, всем руководит подлый опекун, переводящий на себя активы и ставящий на скачках корпоративные средства» или «недобросовестный партнер, продавшийся конкурентам и всеми способами пытающийся не допустить преемников своего коллеги к реальному управлению фирмой».
А вот третий пункт — проблемы вялости и дырявости законодательства в вопросе передачи бизнеса, непрозрачность российских компаний, запутанность структуры собственности -это «фишка» именно российская.
Иностранцам, например, далеко до того, чтобы понять схемы движения финансовых потоков российских корпораций. И тем более для них непривычно, когда бизнес реальной стоимостью в несколько миллионов по официальным бумагам ну никак не стоит больше сотни тысяч.
ХОЗЯИН
Любой человек, занимающийся бизнесом, рано или поздно вынужден задуматься о своих преемниках. И если он хочет, чтобы преемники заняли его место, будучи в адекватном состоянии, то думать об их подготовке и воспитании он начинает заранее.
Средний возраст «золотой сотни» - ста богатейших бизнесменов России, по данным Forbes, составляет 44 года. Социологи считают, что к 45 годам все основные достижения человек уже совершил и далее способен только двигаться по накатанному с незначительным развитием (хотя бывают, конечно, и исключения из правил). Но так или иначе основные деньги к 45 годам уже заработаны и пора уступать место тем, кто сделает это эффективнее.
Проблема бизнеса в том, что нельзя просто передать его, как машину или квартиру. Чтобы бизнес имел ценность, особенно в российских условиях, им нужно управлять самостоятельно.
Трудоголики и исключительные властолюбцы, желающие стоять во главе своей компании до конца, встречаются не так уж часто.
Большинство предпринимателей, перешагнув 40—50-летний рубеж, уже больше хотят моря, солнца и серфинга или книгу и кресло-качалку в загородной тиши, а вместо бурной ежедневной управленческой деятельности их устроит вариант стратегического руководства с обрисовкой всем «генеральной линии партии» раз в неделю.
Значительная часть владельцев бизнеса и не против были бы передать фирму кому-нибудь в управление, да вот только кому?
НАСЛЕДНИКИ ПО ПРИНУЖДЕНИЮ
Тот, кто хочет проводить старость на берегу моря в собственной вилле, а не в доме престарелых, не отдаст свой бизнес в управление неблагонадежному человеку. А кто тот человек, которому можно доверять? Естественно, это член семьи. Желательно свой ребенок, чтобы помоложе и собственноручно воспитанный.
Бизнесмены стараются дать своим детям самое хорошее образование. Детей отправляют в лучшие бизнес-школы и университеты Западной Европы, Англии и Штатов или самые престижные вузы Москвы и Петербурга. Некоторые пытаются найти оптимальный вариант, комбинируя наше образование с зарубежным: Гарвард, Кембридж, Оксфорд, Йельский университет, МГУ, ЛГУ и т. д. и т. п.
С доверием к детям проблем, как правило, нет. С соображением у них вроде тоже. Преграда на пути наследования бизнеса через введение детей в управление родительскими предприятиями - в желаниях самих детей: когда оказывается, что 25-летний «ребенок» родительским бизнесом заниматься не желает. Или вообще не хочет заниматься бизнесом, а хочет, например, писать картины.
Как сохранить доходы, собственность, предприятия в семье? В общем-то не такая это, казалось бы, и проблема: собственник же - родитель. А дивиденды на долю в акциях или в капитале начисляются. То есть кто бы бизнесом ни управлял — собственник свое получит. Во всем мире, возможно, это и так. Но не в российской экономике и бизнес-среде. У нас все просто: потерял контроль — теряешь деньги. Исключением являются «прозрачные» компании, чьи акции котируются на биржах, в том числе международных.
СТРУКТУРА И СРЕДА
Необходимость выводить на чистую воду собственный бизнес, естественно, беспокоит российских предпринимателей. Собственно, зачем? Затем, что иначе его невозможно ни продать по реальной стоимости, ни передать по наследству.
Законы не помогут официально защитить право собственника на бизнес, который непрозрачен, и на доходы от этого бизнеса, если они «не афишируются» или просто скрываются. Тем более что давно пора привыкнуть, что фирма по-русски — это не одно юридическое лицо, а как минимум десятка два компаний различного функционального назначения.
Все официальное опирается на официальные данные, а по ним получается, что бизнес меньше в два раза (а то и в десять), чем он есть на самом деле, официальные же доходы предприятий и успешных предпринимателей не просто отличаются от реальных, а не похожи даже отдаленно.
Если получить бизнес в наследство по такой вот минимизированной и далекой от реальности стоимости, то в этом есть свой плюс: налогов на наследство меньше. Но потом нужно «вытащить» бизнес реальный и обрести над ним контроль - а не работая в этом бизнесе, получить контроль над ним практически невозможно.
В российской сфере бизнеса есть где заработать, но почти всюду для этого нужно активное личное участие. Реальная стоимость бизнеса, как правило, известна тем, кто в нем непосредственно задействован, а показать компанию можно как успешной, так и «мертвой», с низким оборотом, обремененной кучей долгов.
ЧУЖИЕ РТЫ
В каждой компании есть масса лиц, которые не заинтересованы в том, чтобы бизнес удачно передался новому владельцу. Это могут быть пригревшиеся на финансовых потоках сотрудники, менеджеры высшего звена или недобросовестно ведущие дела партнеры. Не заинтересованы в появлении новых собственников получившие слишком благоприятные условия кредиторы и непонятно откуда взявшиеся должники, получившие беспроцентные займы на неограниченный срок.
Передать по наследству долю в предприятии, пай, акции - юридически проще простого. Ценные бумаги меняют своего владельца, но не теряют своих свойств и ценности. Но не передается по наследству должность и контроль на предприятии. Поэтому часто, получив предприятие, собственник практически не имеет рычагов влияния на управление им. Решения собрания акционеров — не в счет.
Самые большие и опасные проблемы, естественно, внутри - те, что ближе к центру. В каждом бизнесе есть акционеры, которые понимают, что из 100% чем меньше достанется коллегам, тем больше достанется им самим. И они активно работают в этом направлении.
Во многих крупных фирмах есть «эгоисты», работающие только на себя, иногда в ущерб интересам предприятия. Но это полбеды. Есть еще и «оборотни», работающие не столько для себя, сколько против своей фирмы, разрушая ее изнутри. И они опасны для выживания всего дела.
В корыстных планах и тех, и других — в процессе передачи бизнеса вынуть из него все ценное, что только можно, а новому собственнику сказать, что так и было. Это одна из самых пугающих проблем для собственников бизнеса, размышляющих, как бы передать предприятие наследникам — если, не дай бог, что случится.
КАК ПЕРЕДАТЬ
Единственный надежный вариант хранения бизнеса, чтобы тот всегда был готов к продаже, — это приобретение прозрачности и хранение его в таком состоянии, вместе с аудиторским заключением об оценке.
Этим сегодня занимаются многие бизнесмены. Некоторые идут по западному пути: легализуются, становятся белыми и пушистыми — одним словом, прозрачными. В этом случае, оценив официально через аудиторов свое дело, можно передать его в управление западным инвесторам, сохранить часть акций и знать, что процент на них всегда будет соответствовать, как минимум, цене акций.
Если, как в Европе и Штатах, официальная информация о компании похожа на действительность, есть возможность продать бизнес в его реальном виде и по его реальной стоимости. Даже если это ООО или ЗАО и его акции на рынках не котируются.
Если компания публичная, то запущенные на биржу акции будут гарантировать наследнику ликвидность свежее унаследованной доли.
И еще, если иметь акции компании и не участвовать в управлении ею, то в непубличной компании (ООО или ЗАО) есть шанс вообще ничего не получить. Если же это компания с западным капиталом, то у наследника, рисующего картины в студии, шансы получить на имеющиеся у него доли в предприятии свою прибыль становятся значительно выше.
Еще статьи в журнале "Стильный" здесь.