Летать так летать на воздушном шаре

Опубликовано: «Петербург на Невском», изд. ООО «Экспресс-Сервис» №3 2003 г.,

Текст: Мария Евневич

Мне повезло: он только что из Антарктиды и собирается обратно. Каскадер, парашютист, парапланерист, пилот, испытатель и авиаконструктор. Снимает фильмы про полеты и исполняет в них главную роль. Играет в театре "Фауст" в москве. Готовится стать космонавтом, и это не шутка, ему еще нет тридцати.

На стене фотография: человек стоит на крыле самолета, где-то далеко внизу земля. И как он там только держится? Александр смеется, говорит, у него повсюду коготки, и он ими вцепляется. Base jumping еще только развивался, а Бегак уже прыгал с крыла самолета, с высоты до метров. Испытывая парашютные системы для МЧС, Александр совершил прыжок на вершину Эльбруса, приземлился на отметке 5642 метра, стартовав с 7000. С такой высоты прыжок совершался с кислородным оборудованием, но для тестирования Александр перед отделением от самолета снял маску. Зачем? Чтобы почувствовать, что испытывает человек, который задыхается. "Сначала теряется резкость в глазах, а потом постепенно темнеет. Никакого судорожного задыхания, просто ты дышишь нормально, а кислорода не хватает, исчезает резкость, рраз - и все. Похоже на ощущение при перегрузке. Только там речь замедляется, слова растягиваются. Считаешь так меедленно: "0одииин, дваааа", - и голос становится низким".

Как его родственники относятся к экстремальным видам спорта? Напрямую. Мать Александра - двукратный чемпион России по мотокроссу. Старшая сестра - мастер спорта международного класса по парашютному спорту. И все сразу становится на свои места: это дурная наследственность... Сам Александр в итоге собирается стать космонавтом, что, известно, непросто. Можно готовиться всю жизнь, и так никуда и не полететь. Чтобы попасть в космос, кроме желания, возможности и подготовки нужна еще удача. "Впереди медкомиссия. Дальше начинается подготовка по программе. Это может быть и три года, и пять лет, и десять, а может и вся жизнь".

Полететь в космос он решил в седьмом классе. Написал программу для себя и начал конструировать ракету. Ракета размером 2 метра с жидкостным двигателем в первой ступени и с пороховым топливам во второй должна была для начала отправить в космос котенка. "У меня был котенок, мы его месяц тренировали: крутили в центрифуге и сбрасывали с парашютом. Потом притащили ракету на старое стрельбище, установили, запуск... Смотрю - пламя, грохот, и что-то не так. "Ложись!" кричу. И взрыв огромный. Вскакиваю через несколько секунд, а там уходящий вверх след, перепаханное поле и выжженный 30-метровый круг. Котенка жалко. У него был спасательный аппарат, но он ушел вверх. Мы поискали вокруг, но ничего не нашли".

НЕБЕСНЫЙ ОДИССЕЙ

Александр учится в Московском авиационном институте и в Академии гражданской авиации в Петербурге одновременно, поэтому чаще всего бывает в небе между Петербургом и Москвой. И не всегда на пассажирских самолетах. Особенно явственно запомнили его автолюбители с трассы Ед5 31 июля 2OO2 года. ...Ночное небо, купола парашюта не видно, серебристый силуэт мотокапсулы, и два луча бьют под разными углами, освещая его. Тишина, двигателя почти не слышно. На трассе останавливались машины, а водители выходили и, задрав головы, смотрели в небо: не каждый день НЛО увидишь.

В этот день Александр на мототаралете "Скарабей (сверхлегкий летательный аппарат с двигателем Zanzotetta MZ34 канадского производства и парашютом - мягким несущим крылом) собственной конструкции начал перелет Петербург-Москва. Из-за сбоя в работе двигателя Бегак вынужден был совершить аварийную посадку на заросшую полянку, оказавшуюся валдайским болотом. "С площадкой повезло не очень: блин диаметром метров 60, травой заросший. Вхожу по спирали в центр. Касание - и движение мгновенно застопорилось. Компьютер вдребезги. Как в замедленной съемке, вижу, как одно колесо в полнейшей тишине пронеслось вверх, через секунду так же беззвучно ушло в небо второе. Шасси как не бывало. Упал купол. У меня - ни царапины. Выбрался из кабины и сразу провалился в яму. Поворачиваюсь - паралет стоит на кочке на уровне груди, а я в траншее". В результате посадки на засохшие болотные кочки "Скарабей" сломал шасси, а в Книгу рекордов России было занесено имя Александра Бегака за беспосадочный 35-километровый перелет на летательном аппарате класса R6 FAI (паралете). Этот полет стал всего лишь первой частью большого улетного проекта "Небесная Одиссея". Дальше был Эльбрус.

ВСЕ ИДЕИ ВИТАЮТ В ВОЗДУХЕ

Воздушных шаров на Эльбрусе не поднимали еще никогда. За все неполные 220 лет воздухоплавания. Высокогорье превращает обычные действия предстартовой подготовки в тяжелую работу: баллоны с пропаном "тяжелеют на глазах", перенос оболочки и корзины сопровождается одышкой и головокружением. На высоте настолько разреженная атмосфера, что у некоторых участников экспедиции, несмотря на подготовку, кровь шла носом, но шар таки полетел, чего от него никто, кроме команды, не ожидал. Это случилось в ноябре 2002 года. А уже в начале декабря стартовал следующий этап "Небесной Одиссеи" - подъем воздушного шара в Антарктиде при сверх-низких температурах и прыжки с парашютом на Южный полюс, но выполнение его растянулось. В Антарктиде сейчас меняется климат в худшую для нее сторону, то есть теплеет. Туман, ураган, ветер. Половину программы команде выполнить все-таки удалось: воздушный шар они в воздух подняли, хотя рисковать с парашютами и не стали. Специально для реализации антарктического проекта был создан Международный авиационный центр, президентом которого и является Александр Бегак. Ведь там, в Антарктиде, возникают не только климатические проблемы вплоть до выяснения отношений с разведкой США... Создается впечатление, что в небе проходит большая часть его жизни. Если не по времени, то уж по степени безумия точно. А вот девушек своих Александр в воздух не берет, объясняя это тем, что два человека, помешанных на полетах, вместе - это слишком много.