Не художники, но передвижники

Опубликовано: «Петербург на Невском», № 11(82) ноябрь 2003 г.,

Текст: Мария и Николай Евневичи

Началось на московском вокзале. Толпа народа с плакатами "Таня Лаврухина", воздушными шарами, транспарантами и серьезными до ужаса физиомиями стояла на платформе и ждала. Но Таня не приехала. Почему? Потому что ее нет. Это просто флэшмоб.

Стильно. Они не знают друг друга. Они приходят одновременно. Они - флэшмоберы. Флэшмоб - это спланированная импровизация. Первый питерский флэшмоб, проходивший на Московском вокзале, снимался для программы "Намедни". Это был московский тип моба, когда все знают о времени и месте за месяц. Питерские мобы другие: все (место и время) определяется за день. Отсутствует шумиха. Приходят люди, которые хоть немного поднапряглись, чтоб узнать об акции.

Ярко. Флэшмоб "Зайцы". Место: "Stockmann" на Невском. Время: воскресенье, без четверти 12. Требования к внешнему виду: белая одежда приветствуется, заячьи уши и, конечно же, морковки. Моберы организованно входят в зал. Всего собирается человек 30. Ровно в 12:00 у всех участников звонят мобильно-будильники. Это команда на завтрак: все начинают грызть морковки. Минут через пять все расходятся. Вот, собственно, и весь моб. Хотя нет, не весь: читаем на сайте www.flashmob.spb.ru: "Результат: люди в астрале от увиденного, моберы в восторге и при счастье от сотворенного". Для полного понимания нужно попробовать. Не напряжно. А вот еще один образчик проведенного моба. На Малой Садовой в пять часов вечера 120 человек по сигналу зенитовской дудки на две минуты должны замереть. Цель: сделать весело прохожим, развлечь их и себя. Постоял в забавной позе, по сигналу "отмер" - и пошел по своим делам, озираясь, в панике от нахлынувшей толпы единомышленников.

Весело. Главная задача флэшмобера - делать невозмутимое лицо, что бы ни происходило. Надо быть серьезным и не смеяться - тогда будет весело всем. Если все удается, то происходит незабываемое, как на операции "Танцпол", когда моберы дружно танцевали прямо в магазине аудиовидеотехники.

Конечно, толпа в 70 человек в магазине площадью 40 кв. метров не могла делать вид, что все пришли покупать телевизор, но каждый действительно старался. Потом, когда свой человек поставил Sash "Ecuador" (дескать, звук проверить) и все пустились в пляс, надо было посмотреть на лицо продавца. А через 10 минут, когда почти все участники ушли, он нервными пальцами набирал номер жены на мобильнике и говорил примерно следующее: "Тут какая-то секта в пятьдесят человек пришла и танцует, я в шоке!"

Бесплатно. Стоимость участия равняется стоимости сгрызенной морковки или купленной газеты (моб в московском ГУМе, когда все читали газеты). В остальных случаях моберы тратят только время, не больше 5-10 минут. Можно совместить моб с другим мероприятием, например, после морковки поехать с заячьими ушами на работу, в театр и там устроить еще один моб, на собственный сценарий.

Безопасно. Заметьте, моберы не пьют, не курят и морковкой не мусорят (огрызки на мобе "Зайцы" все лопали по назначению, то есть в урну). Имеют при себе документы, а после акций расходятся поодиночке, не создавая группы. Моб не должен никаким образом вредить людям. Правда, психолог, специалист в области межличностных отношении, прокомментировал: "Главное - создать управляемую толпу, а потом можно давать ей задания любого характера. Сначала акции безобидные, а потом - неизвестно". Все чаще всплывает идея коммерческого использования флэшмоба. Чего стоит один только сайт, на который приходят в день 250 человек. Не говоря уже о массовых сборищах хорошо организованной молодежи.

Произойдет коммерциализация моба или нет, лишь бы его зарождающаяся философия не была смята деньгами.

Креативно. Пришедший в Россию через Москву, моб победной поступью шествует по всей стране. Самый главный фокус моба: сами придумываете сценарий, сами играете, фоткаете и все вместе смотрите результат. Даже главного человека, ответственного за все, не надо! Молодежь для себя, уникальной, требует уникальных развлечений. Флэшмоб предлагает стильный перформанс и дает ни с чем не сравнимые ощущения того, что ты не один такой отвязный. А что еще нужно молодежи, которой нечем заняться?