Предвижу ваши возражения

Опубликовано: «Петербург на Невском», №4(75) апрель-май 2003 г.,

Текст: Мария Евневич

Если руководитель пришел на собрание и сказал: "У меня было видЕние, завтра начинаем реструктуризацию", - то, вероятно, у него "крыша потекла". Если он сказал: "С сегодняшнего дня мы работаем, основываясь на вИдении", - то это новый научный подход.

ГЛАВНОЕ - НЕ СБИТЬСЯ С КУРСА ДОЛЛАРА

Бизнесплан говорит, что проект выгодный, банк обещает кредитную поддержку, осталось только перевести деньги в рубли и начать работать... Но в голове директора мелькает "красная лампочка": что-то не так, что-то не так. Решение откладывается, и как раз вовремя: наступает август 1998го.

Аналогичных ситуаций - и со счастливым исходом, и с противоположным - десятки и сотни. Разум и чувства современного человека находятся в постоянном соревновании: у них такой спорт: кто кого перехитрит. Но спросите профессионалов: в бизнесе без "красной лампочки" не выжить даже с самыми лучшими мозгами: слишком много случайностей.

"Лампочка" - это видение, интуиция, предчувствие. Интуиция и предчувствие - термин бытовой, видение - более научный. Интуитивные решения особенно четко просматриваются в момент экономических катаклизмов.

Большинство организаций, особенно импортирующих, прогорело на том, что дебиторская задолженность (то, что должны им) у них была в рублях, а кредиты надо было отдавать в долларах. Когда курс доллара вырос, оказалось, что организациям, имевшим активы в рублях, все должны уже в 3 раза меньше. Генеральный директор фирмы "ОримиТрейд" 1 июля 1998 года принял интуитивное решение перейти в отношениях с клиентами на полную предоплату. К августу дебиторская задолженность, которая, естественно, учитывалась в рублях, сократилась с 4,5 млн до 600 тыс. в долларовом эквиваленте, тут-то курс доллара и совершил свой головокружительный полет. К счастью, основная часть задолженности уже была погашена, и потери на прыжках курса оказались минимальными.

Со слов генерального директора ООО "Максидом", на самом пике кризиса, когда курс доллара был около 25 рублей, он почувствовал, что таким огромным курс быть просто не может. Тем не менее, все ждали его дальнейшего роста, избавляясь от рублей. Поэтому он расплатился "дешевыми" рублями со всеми поставщиками, по их же просьбе не дожидаясь сроков оплаты приблизительно на две недели. На следующий день курс был уже 16: рубли подорожали.

НЕСТАНДАРТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В БИЗНЕСЕ

Ленивые американцы, которым лень складывать циферки, уже давно перешли на видение и используют его не только для формулировки миссии, но и для бизнес-прогнозирования. Процветают провидцы и те, кто с провидцами.

Похоже, с 90-х бизнес действительно вступил в какую-то новую фазу развития. Лидеры таких корпораций, как DuPont, Motorola, SaS, Nike и т.д., использовали эту с точки зрения материалиста "мистическую ерунду" в своей работе, причем весьма успешно. В 1996 году в Америке была издана книга "Корпоративная мистика", в которой коллеги Уолта Диснея, проанализировав причины его феноменального успеха, пришли к выводу, что главным фактором явилось умение создавать видение и работать с ним. Мания по использованию видения в сфере, напрямую связанной с деньгами, потребовала подробного рассмотрения этого вопроса. Исследования показали, что видение имеет под собой нейрофизиологическую основу: происходит активизация лобных долей мозга. Путем некоторого ментального напряжения человек может "увидеть" свое будущее, или что-то, что на него похоже. Есть ряд редких индивидов, у которых видение - это естественный процесс, протекающий расслабленно. Чем же они оказались такими особенными и как до биться того, чтобы измученный руководящий мозг лишний раз не напрягался? Ключ к вопросу - использование интуиции. Интуиция может развиться только в одном случае: если ею пользоваться. Есть люди, умеющие оказаться в нужном месте в нужное время. С ними это случается не раз и не два, с ними это происходит всю жизнь. Что-то "тянет" их, и они идут инстинктивно. Развивать интуицию - это прислушиваться к своим ощущениям перед каждым ответственным решением. И перед маловажным тоже. Даже если при принятии решения ориентироваться на логику, ощущения можно просто запоминать: для статистики, чтобы выяснить, правы чувства или ошибаются. Видение и интуиция иногда предлагают парадоксальные решения. Например, в начале 90х директор ВНИИ гидротехники предложил должность своего заместителя по экономике человеку, который в течение 2 лет возглавлял экономическую оппозицию его курсу управления. В результате ВНИИ Гэто один из немногих НИИ, который смог пережить отсутствие государственного финансирования 90-х. В послеперестроечный кризис ВНИИГ платил своим служащим зарплату, сохранил научно-технический потенциал и до сих пор является главным в России НИИ в области гидротехники и имеет заказы.

Что такое интуиция для бизнесмена? Это мгновенное решение. То, что нужно в современной турбулентной среде. Логический анализ не дает нам возможности учесть те факты, которые неизвестны нам доподлинно. Интуиция учитывает все, даже мельчайшие ощущения, и важно не запутаться в них. Грамотный анализ невозможен в условиях экспоненциального роста количества информации. Ее просто не отфильтровать. Остается только рассчитывать на то, что то, что попалось именно вам, и есть та самая нужная и важная часть информационного пространства. Выход - это решение по наитию. Это возможность скоростной адаптации к изменяющимся условиям. Но если логический анализ это результат обучения, то интуиция - это результат воспитания. В Петербурге есть крупная компания, которая любит заключать проектные договоры, а потом, выплатив аванс и получив проект, отказываться и от дальнейшего сотрудничества, и от выплаты остальной суммы. Так они покупают проекты по дешевке. Казалось бы, при чем здесь видение? А только интуиция (в народе справедливо называемая "чувствованием пятой точкой") может помочь избежать проблем на российском рынке, где и сейчас самые известные компании могут оказаться такими же "кидальщиками", как в стародавние времена становления отечественного бизнеса. И вряд ли что-нибудь, кроме предчувствия и осторожности, спасет в этой ситуации.

КОРРЕКЦИЯ ВНУТРЕННЕГО ЗРЕНИЯ

Психологи и социологи говорят, что видение дает двойной эффект. Вопервых, оно, аккумулируя энергию лидера, произрастая из мысленной и интуитивной активности, создает некий образ будущего. Если образ достаточно насыщен, чтобы закрепиться в этом самом будущем, то он начинает оттуда воздействовать на настоящее. Субъективная реальность - видение лидера, то, каким он представляет себе предприятие, с "наросшими" на это видение представлениями подчиненных и коллег, - начинает изменять или формировать реальность объективную. Теория на фани мистики и философии вызывает скептическую улыбочку. Но заметьте, придумала это объяснение видения не я, а американцы, про которых можно сказать, что они не умеют воевать, но нельзя сказать, что они не умеют зарабатывать деньги.

Во-вторых, образ, созданным видением, достаточно энергетичен, чтобы пустить корни в сознание людей. Этот образ мотивирует людей на работу в соответствующем направлении и дает им представление о том, зачем они работают. Люди делают фирму по видению руководителя. В одной крупной торговой фирме значительно повысилась производительность труда и снизилась текучесть кадров только в результате изменения структуры совещаний. Вместо того, чтобы пытаться решать текущие вопросы, директор стал просто доводить до сведения сотрудников свое представление их общего будущего. По мнению сотрудников, им стало легче работать, так как они перестали впадать в ступор при принятии решений: им стало ясно, что требуется. Я бы сказала, что видение имеет тройной эффект: к двум вышеперечисленным добавляется еще и ясность в голове руководителя - более важный фактор успешного бизнеса, чем считают некоторые наши соотечественники.

В России две точки зрения на видение: "химера, неприменимая к российской действительности", и "панацея - только оно может спасти бизнес в условиях российской действительности".