Rolling stones

Опубликовано: «Петербург на Невском», изд. ООО «Экспресс-Сервис» №9 2003 г.,

Текст: Мария Евневич

Достаточно произнести 2 слова, чтобы вызвать у любого массу ассоциаций. Перед глазами проносятся образы: от большеротого Мика Джаггера до главного персонажа нового фильма «Пираты Карибского моря», являющегося подражанием Кейту Ричардсу.

В этом году The Stones порадовали поклонников «скромненьким» концертным туром, только европейская часть которого, состоящая из 44 концертов, началась в июне в Германии и все еще продолжается. Закончится она в Испании, после захода в 28 городов четырнадцати европейских стран, это не считая изменений, внесенных «по дороге». Весь Большой тур «облизывающегося сороковника», как некоторые с издевкой переводят ”Forty Licks”, захватил Австралию в феврале, Японию и Сингапур в марте, Китай, Индию и Таиланд в апреле.

Фестиваль 7 сентября в Бельгии, в местечке под названием Werchter, полчаса на поезде от Брюсселя. Направление движения можно определить по полету «птиц», оснащенных пропеллерами. В тот день все вертолеты летели в Werchter. Даже без вертолетов можно было сориентироваться по сцене, металлоконструкции которой, торчащие над лесом и полями было видно за несколько километров. Фестиваль начался с самого утра, бесплатные автобусы от станции и обратно ходили с 10 утра и до 2 часов ночи.

Два кордона, вялый обыск рюкзаков «для вида», и мы в «загоне» - огороженная фестивальная территория. В четырех углах огромные мега-скопления знакомых до боли голубых туалетных кабинок. Возле каждого скопления – по 4 в человеческий рост мешка туалетной бумаги и 3 дежурных, вывешивающих на стену новые рулоны. По краям загона кассы, продающие за деньги талончики на выпивку и еду, по евро штука, и около сотни всевозможных пищевых палаток, от индийской лапши до американского хот-дога. Обойти по периметру весь загон мы так и не собрались. Прямо на траве заботливыми организаторами настелен полиэтилен. Люди сидят, лежат, играют в карты, пьют и просто пят на принесенных с собой одеялах. Раз в 3 часа все подскакивают и бегут к сцене, а потом расползаются обратно. На «разогреве» те, то обычно бывает хедлайнерами. Через каждые 2 часа – часовое выступление: Therapy?, De Mens, Clouseau, Simple Minds. Некоторая вялость публики до 10 вечера была понятна, экономили силы на кульминацию.

За два часа до начала основного действа пройти по территории фестиваля было уже затруднительно. Люди стояли плотной стеной. В качестве акций взаимовыручки передавались к палаткам питьевые талоны, а обратно курсировали над головой стаканы кока-колы и пива. Причем, что удивительно, практически всегда тот, кто передавал талон, своего напитка таки дожидался, даже целого, неотпитого. Меня поили минералкой из пластиковых бутылок, пронесенных через кордон «назло секьюрити», какие-то сердобольные фламандцы. К 10 часам хотелось не только бутылку минералки, но и баллон сжатого воздуха. Дышать было нечем, но выйти тоже не было возможности. В медленно стеной продавливающейся к сцене толпе высказывались предположения, что это, наверное, последний концертный тур Роллингов. В таком случае можно сказать, что их прощальный фейерверк впечатляет.

Во-первых, сами Stones. Они начали с “Brown Sugar” и закончили “Satisfaction”, ко всеобщему удовлетворению: последнюю песню орало все поле. Rolling Stones выглядели, как люди, жизнь в которых держится исключительно на силе драйва. Прозрачные на просвет, обтянутые кожей, 60-летние скелетного вида музыканты задали жару всем. Мик Джаггер с потрясающей скоростью перемещался по сцене, свешиваясь то с одного, то с другого края. Причем, расстояние от одного конца сцены до другого было сравнимо с параметрами футбольного поля, а, Джаггеру, в отличие от футболистов надо было еще и петь. Концерт продолжался больше 2 часов без остановок и передышек, и за это время взмокшие музыканты несколько раз сменили костюмы.

Во-вторых, сцена. Эту сцену они таскали по всему своему туру с собой.  На первый взгляд она весьма заурядна, с парой экранов высотой метров по 6 и среднестатистическим освещением. Зато вечером, когда в 22.20 на сцену вывалились виновники торжества, сцену вдруг «включили». Оказалось, что там сзади было спрятано еще 8 узких вертикальных экранов, высотой с нашу девятиэтажку, которые плавно выехали вперед. Экраны объединялись то по два, то по три, то все вместе и показывали то четырех Миков, то всех музыкантов по отдельности. Юпитера, прожектора и прочая световая аппаратура оказалась как обычной, дистанционно управляемой, так и «пилотируемой». По креплениям сцены ползали облепленные светоприборами кресла. В какой-то момент стало страшно, что сидящие там люди сгорят: на самом верху сцены был огонь, и он выплевывался вверх существенными протуберанцами.

Немного негатива: прямо перед сценой была приблизительно 20-30-метровая VIP-зона с аморфными мажорными мальчиками, тетеньками на каблуках и прочими сопровождающими группы товарищами. В результате в паузах концерта было слышно громкое «F*ck the VIP” Публику успокоил Мик, немного болтавший по-фламандски.

После фейерверка последовала команда всем валить. На потухшую, отсвечивающую зеленоватым сцену выползли, как муравьи, несколько десятков рабочих в касках и тут же начали все демонтировать. Еще ряд товарищей, растянув от края до края сцены трос и держась за него, шли по полю цепью, и отодвигали народ к выходу.

У меня ощущение, что к концу действа я вымоталась больше, чем Мик.