Степень - это звучит гордо

Опубликовано: журнал «Top-Manager. Business Woman», №2 (2), сентябрь 2005

Текст: Мария Фаддеева

Бизнес в России развивался хаотично. И это обусловливает разнообразие в способах получения образования бизнесменами и директорами предприятий.

В западных странах те, кто идет в бизнес, знают о нем почти все еще с младых лет - это дети бизнесменов и дети детей бизнесменов. У нас потомственные управленцы появляются только сейчас - когда выросли дети первой волны российских предпринимателей. У этих ребят экономическое, юридическое, менеджерское образование, полученное в лучших вузах Санкт-Петербурга, Москвы, а также Великобритании и США.

А вот сами первооткрыватели российского бизнеса - далеко не экономисты. Среди них математики, медики, военные, спортсмены. Есть и просто люди без «верхнего» образования. Их наемные управленцы - менеджеры - значительно чаще бывают людьми с экономическим образованием, но и среди них достаточно физиков и педагогов. Им всем на определенном этапе начинает не хватать экономических знаний. И в какой-то момент многие из  тех, кто имеет техническое, филологические, биологическое – какое угодно, но не экономическое – образование, решают эти знания получить. Выпускники экономических факультетов тоже часто идут учиться дальше, чтобы приобрести к экономическому в комплект юридическое, политико-административное, международно-общественное или просто повысить свой уровень. И все выбирают разные способы для этого. Факторы выбора - это желания и возможности.

Людей из сферы бизнеса, получающих дополнительное образование, можно разделить на две давно известные группы: собственники и менеджеры. И тем, и другим образование нужно для работы. Иногда специальные сертификаты требуются менеджерам лишь для того, чтобы производить нужное впечатление. Но на высоком уровне ведения бизнеса и тем, и другим важны знания. Возможности людей бизнеса, как правило, ограничены не деньгами, а временем.

Время

У нас в России ситуация, когда собственник раз в год определяет стратегию, а все остальное время свободен, - это из разряда фантастики, причем ненаучной. Как правило, собственник на работу ходит каждый день, управляет и руководит. То стратегию продумывает, то директоров строит, то проблему решает, то новое направление двигает. И времени рвануть на месяц-другой за границу поучиться у него нет - ни зимой, ни летом.

Что касается наемного менеджера, то получать образование в рабочее время у него возможности практически нет. В вопросах выбора образовательных схем собственников и менеджеров объединяет одно: образование должно быть экономным по времени.

От того, сколько времени человек может выделить на образовательную программу, зависит, какой она будет. Есть у него только вечера после рабочего дня, или он готов пожертвовать выходными, или он может выехать за границу хотя бы несколько раз в год по недельке. Или он вообще на 2 месяца готов уехать - чтобы сделать все моментально и вернуться уже умным.

Второе высшее образование займет от 2 до 4 лет в зависимости от выбранного вуза и формы обучения (вечерняя, заочная и т. д.), хотя Министерство образования РФ рекомендует увеличить срок обучения до трех лет. Самые короткие программы в престижных вузах займут 2 года. Самый большой срок обучения, как правило, 4 года. Например, на юрфаке МГУ учатся 3,5 года, а на юрфаке в СПбГУ - 3 года - на диплом бакалавра, вместо привычного специалиста. Программы второго высшего, рассчитанные на год-полтора, считаются менее эффективными.

Обучение на MBA (Master of Business Administration) занимает полтора-два-два с половиной года, причем здесь максимально удобный для работающего человека график, особенно на программе Executive MBA. Программы Executive MBA более интенсивны, чем обычные МВА, и проводятся в сжатые сроки почти «без отрыва от производства».

Это может быть вечернее обучение или блоковая система: когда раз в два, например, месяца проходит блок занятий на 6-8 дней, как в России, так и за рубежом. Например, обучение на МВА в Стокгольмской школе экономики (Санкт-Петербург) состоит из 15 модулей с пятницы до вторника, с 9 утра до 9 вечера, за 2 года. 6 модулей проводится в СПб, 6 - в Москве и 3 - за границей.

Получение степени кандидата наук займет 3 года (или больше) в очной форме или около года в качестве соискателя. DBA (Doctor of Business Administration) -степень на стыке научного и бизнес-образования. DBA - более практическая и приближенная к реальному бизнесу, чем PhD (Philosophy Doctor), но более научная, чем МВА. Кроме того, она рассчитана на тех, кто МВА уже имеет, но хочет продолжать и углублять свое образование и дальше. Диссертационная работа на степень DBA - это серьезное самостоятельное исследование, но требования к качеству этой работы все равно ниже, чем к диссертации на PhD. Может занять годы.

Но изначально выбор программы обучения зависит от того, чего хочет человек от образования. Нужен ли ему статус, знания или связи.

Александр Критский
генеральный директор ЗАО «Мултон»

Есть такой гарвардский анекдот: «Кто заканчивает Гарвард на 5 - становятся отличными менеджерами в крупнейших успешных компаниях. Четверочники становятся директорами этих компаний. А троечники владеют этими компаниями». Это очень жизненный анекдот.
Что касается моего образования - я закончил исторический факультет ЛГУ, базового экономического образования у меня не было. В 1990-х я работал в больших известных западных компаниях и в плане обучений многое смог получить от них. Теперь свое образование я получаю самостоятельно. Управленец высокого уровня или собственник компании должен сам выбирать - чему и у кого учиться. В Европе и в Америке есть хорошие площадки (бизнес-школы, образовательные центры), где можно получить действительно качественные знания в области бизнеса, менеджмента, экономики. Когда я чувствую необходимость в чем-то разобраться поглубже, я ищу авторитетного специалиста в этой области в нашей компании такую или аналогичную и стараюсь попасть на его лекции. Все время кто-то из гуру менеджмента проводит лекции и семинары. Темы могут быть самыми разными: от стратегического маркетинга до управления взаимоотношениями неформальных групп внутри коллектива. Как правило, это интерактивное общение в небольших группах по 10-15 человек, непринужденная беседа, в основе которой - анализ реальных случаев из жизни разных компаний. Естественно, записываться в такие группы нужно заранее. По-моему, когда руководитель может сам планировать свое обучение, достигается наилучший эффект. Что касается образовательных программ типа МВА, то для менеджеров это, наверное, полезно. Если кто-то из менеджеров программу оканчивает, я только приветствую. К сожалению, степень магистра не дает гарантии того, что ее обладатель - хороший руководитель. Я решил для себя, что не буду тратить время на МВА. Вместо МВА у меня есть опытные и прекрасно образованные директора. Курсы МВА обобщают лучший функциональный опыт. Что же касается общего руководства компанией, то основными достоинствами руководителя я бы назвал волю, новаторство, опыт и умение управлять командой.

Образование для статуса

Повышать статус в основном хотят менеджеры - потому что от этого зачастую зависит их заработная плата. Собственники - реже. Только когда ими движут амбиции или им надо производить впечатление на партнеров.

Что может повысить статус? Если речь идет об образовании, то ученая степень. Кандидатская для России, ее зарубежный аналог PhD, и докторская - если кандидатская уже есть. Или степень МВА - степень в бизнес-образовании, или DBA - для тех, у кого уже есть МВА.

Одно время появилась мода на кандидатов наук. Написать себе на визитке «кандидат экономических наук» хотел каждый директор магазина. Кто-то действительно вел научную работу и защищался, кто-то покупал диссертацию, кто-то покупал сразу ученую степень. Но достаточно быстро выяснилось, что реальные кандидаты и доктора наук выявляются сразу - есть у них что-то такое в глазах, поведении и речи, чего у «купленных» кандидатов нет. И мода стала постепенно угасать. МВА купить не так просто - все же за ним установлен международный контроль. Но сейчас многие считают, что степень МВА «испортилась» - слишком много организаций получили право на ее присвоение. И с этими настроениями статус, который с ней связывают, совсем не растет.

Женщины стараются повысить свой вес в бизнесе, получая ученую степень. И они, как правило, очень серьезно подходят к вопросу - получают не только степень, но и знания. Случаи покупки ученой степени среди женщин значительно реже, чем среди мужчин.

Но в общем и целом, постепенно, с завершением времен «дикого» бизнеса, такое понятие как «образование для статуса» теряет свою актуальность.

Образование для связей

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Такой закон действует и в российском бизнесе, во многом построенном на неформальных личных связях и непрозрачной экономике. Социальные группы начали в России отделяться друг от друга не так давно. Как раз тогда, когда стали появляться частные школы, в которых дети наиболее обеспеченной части населения учились отдельно от других детей. Но вузы, где собирались люди, которые в будущем, вероятно, окажутся в бизнесе или в государственных органах, выделились в отдельную группу с самого начала. Большой Университет  - Санкт-Петербургский и Московский, МГЮА, МГИМО, всевозможные академии государственной службы, вузы, прикрепленные к администрации, и т. д. Кроме того, значительная часть этих вузов потому и аккумулирует «правильных» людей и их связи, что здесь действительно дают хорошие знания. Естественно, интересная компания подбирается на обучении на МВА.

Образование для квалификации

Чтобы получить знания, бороться за сертификат или степень совсем не обязательно. Кроме того; знания можно получать не только в учебной аудитории. Учиться можно всегда и везде. Ну а если относиться к этому процессу со всей серьезностью, то стоит заняться получением МВА, второго высшего, научной работой, как у нас, так и за границей, и т. д. Знания фундаментальные, особенно если это высшее образование или научная работа, будут выдаваться по продуманным программам и квалифицированными специалистами. Более простые варианты, не требующие столько времени и сил, - это различные курсы повышения квалификации.

Серьезно и надолго или быстро, но в точку?

Высшее образование, пусть и второе, - это нечто всеобъемлющее. Это для тех, кто в принципе не ориентируется в вопросе, но собирается изучить его подробно и с толком.

Если человек знает предмет в общем, но просто чувствует нехватку знаний в каких-то конкретных областях, то он, скорее, пойдет на специализированный семинар.

Те, кто считает, что знает все что нужно и еще немного, могут съездить за границу на лекции к известным во всем мире гуру менеджмента. Или поехать повышать квалификацию в Лондонскую экономическую школу, Оксфорд, Кембридж, Гарвард и т. д.

Трудности перевода

Всегда полезно получить языковое образование. Почти всякому человеку, делающему бизнес в современном мире, нужен английский (немецкий, французский). Собственник может без такого образования и обойтись, а вот наемный управленец без знания языка просто не будет принят на высокую должность в компанию, общающуюся с иностранцами.

Язык лучше учить с его носителями - это общеизвестно. Кроме частного репетиторства, отдельных специализированных курсов и обучения в организациях, в Санкт-Петербурге самой хорошей репутацией обладают курсы английского языка Британского совета, французского - Альянс Франсэз, немецкого - Институт Гете.

Александр Христенко
президент Союза негосударственных предприятий безопасности «АРЕС»

Я окончил Высшее военное топографическое училище и затем служил в Вооруженных силах России. Базовое образование у меня - техническое. Когда мы начинали делать бизнес в 1993-1994 годах, бизнес-образования как такового не было ни у кого из собственников и руководителей предприятий.
Экономике мы все учились эмпирически - на собственном опыте методом проб и ошибок. Скорость обучения, конечно, ниже, чем когда получаешь готовые знания в университете, но зато то, до чего дошел своим умом, запоминается навсегда.
В 2000 году мы с партнером поняли, что для дальнейшего развития и продвижения бизнеса наших знаний уже не хватает. Но общеизвестно, что у руководства предприятий, как правило, самым дефицитным ресурсом является время, а не деньги. Идти учиться самим на какую-нибудь серьезную фундаментальную программу все равно времени бы не хватило, мы пригласили квалифицированных консультантов с факультета менеджмента СПбГУ. Благодаря этому решению руководители «АРЕС» получали бизнес-образование без отрыва от рабочего процесса и по практической необходимости - если где-то в работе нам были нужны какие-либо знания, мы могли сконцентрироваться на этом. Такое выборочное обучение по мере надобности достаточно эффективно, так как новые знания сразу получают практическое применение и обкатываются в реальной жизненной ситуации. Считаю, что такие программы, как МВА, несомненно, нужны и полезны для руководителей серьезных предприятий. Сейчас СНПБ «АРЕС» рассматривает вопрос о том, чтобы нескольких топ-менеджеров нашей компании отправить на учебу по данной программе.
Очевидно, что подобное образование необходимо тем людям, которые в своей деятельности непосредственно участвуют в принятии стратегических решений в развитии компании, независимо от того, собственник это или наемный топ-менеджер. Уверены, что подобные программы дают руководителю необходимый экономический и рыночный кругозор.

Учиться обучая

Как говорил в анекдоте учитель по геометрии, ну до чего ж вы, дети, несообразительные. Третий раз объясняю вам теорему. Даже я уже понял, а вы еще нет...

Многие люди, особенно из сферы управления, способны родить гениальные идеи и составить очень умные лекции, если ситуация достаточно экстремальна и есть благодарный слушатель. Иногда руководители сами признаются, что многие из тех вещей, которые они объясняют своим подчиненным, им самим приходят в голову в момент беседы. Именно они и становятся крупными руководителями и большими учителями. Учиться сейчас идут многие. В каком-то смысле это стало модным, престижным вложением денег. Но большинство управленцев все же отмечают: лучший учитель - это жизнь. Это бизнес, которым занимаешься. А лучший советчик — необходимость. И сам бизнес заставляет найти, понять и выучить необходимые вещи.

Наталья Молчанова
генеральный директор компании «ЭГО Транслейтинг»

Предприниматели, собственники бизнеса делятся на две группы.
На тех, кто просто вкладывает материальные средства в бизнес. Их задача - эффективно контролировать использование этих средств и ими эффективно управлять. В этом случае, конечно, собственнику необходимо дополнительное образование в области управленческого учета, финансового менеджмента etc. Вторая группа - это уже не просто собственники бизнеса, а его создатели, и неважно, начинали ли они этот бизнес с нуля или нет, с командой или в одиночестве. Вот в этом случае, я считаю, людей, которые уже являются специалистами в управленческом учете, финансах и других областях, эффективнее нанимать. Дополнительное образование этому типу собственника может понадобиться в области стратегического управления, стратегического менеджмента, маркетинга. Получение второго высшего, МВА, кандидатской степени зависит от вовлеченности собственника в бизнес. Если он вовлечен активно, то у него не будет времени на регулярное посещение занятий, сдачу курсовых работ, защиту диссертаций. Если времени нет, адекватнее выбирать не столь долгосрочные курсы или семинары, которые помогут систематизировать знания, полученные эмпирическим путем. Есть одна истинная причина, которая заставляет всех деловых людей идти за дополнительным образованием, и, на мой взгляд, этот мотив гораздо более жизненный, чем все ученые степени и дипломы. Я говорю о случаях, когда BusinessMan или Businesswoman идут на дополнительное образование для того, чтобы общаться со своими коллегами, обмениваться опытом. Вот это как раз причина того, что дополнительное образование на 100% необходимо всем деловым людям. У делового человека, а тем более собственника, плотно погруженного в какие-то свои локальные проблемы, есть одна страшная угроза - устареть. Если устаревает руководитель, бизнес тоже устаревает - это очевидно. Поэтому одно только живое общение и взаимодействие во время обучения с другими людьми, специалистами в других областях может дать руководителю очень много. Для меня, исходя из всего вышесказанного, больше подходит вариант краткосрочных семинаров, лекций, индивидуальных занятий. На регулярное образование я не могу выделить время, я как раз тот тип руководителя, который сам создал бизнес: я ежедневно и ежесекундно участвую в стратегическом управлении компанией «ЭГО Транслейтинг». И, конечно, мне подходят круглые столы и групповые тренинги, в них максимально реализуется возможность взаимодействия между участниками. В свое время я окончила курсы по стратегическому управлению и менеджменту, ряд психологических курсов, предназначенных для руководителей и собственников бизнеса. Были очень интересные семинары по внедрению регулярного менеджмента, и я действительно введу в «ЭГО Транслейтинг» регулярный менеджмент, возможно, во многом благодаря этим курсам. На самом раннем этапе предпринимательства у меня были курсы по организации сбыта, внедрению эффективных моделей управления на предприятии. Мне очень подошли курсы в «Инталев», были интересные программы у Тарасова, в таллинской школе менеджеров. Я увлекаюсь психологией. Причем мне интересны не только психологические курсы, но и нетрадиционные формы подачи материала, альтернативные методики обучения. Не могу сказать, что у меня большой опыт, я в основном любопытствую со стороны. Хотя было время, когда я активно занималась английским и у меня было огромное количество преподавателей. Среди всех учителей была дама, которая преподавала, используя нейролингвистические приемы, образы. Было очень интересно просто общаться с преподавателем, хотя практических результатов я не почувствовала. Ну я и отнеслась к этому как к развлечению, кое-что взяла на вооружение.
На самом деле решающую роль играет все-таки самообразование. Если в человеке заложен поиск всего нового, желание развиваться, то он в любом деле преуспеет. Курсы в данном случае позволяют систематизировать картину мира, сформировавшуюся в процессе самостоятельного познания, или получить обратную связь: с лектором, с аудиторией «равных». Я каждый день учусь у своих коллег, а курсы позволяют найти другой угол зрения. И я не разделяю мнение, что любой собственник - это сверхпрофессионал и никто лучше него не сможет понять особенности его бизнеса. Я живу, как во времена Великих географических открытий, и руководствуюсь принципом Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю»...

Дмитрий Большаков
директор филиала ОСАО «РЕСО-Гарантия» в Санкт-Петербурге, кандидат экономических наук

В абсолютном большинстве ситуаций дополнительное образование топ-менеджеру необходимо. Есть очень много знаний, которые нужны в работе, но в нынешних рыночных условиях нет необходимости «изобретать велосипед» и самому формулировать и так уже известные экономической науке закономерности. Можно пользоваться образовательными программами и получать знания, накопленные экономической наукой за столетия. Главное - не увлечься, ведь изучать азы экономики с нуля и со всеми мельчайшими деталями - это потребует слишком много усилий и не всегда оправдано.
Гораздо выгоднее, а значит, конкурентоспособнее опираться на «плечи титанов» - учиться у известных специалистов и ученых, повышать свою квалификацию.
В целом такой подход верен. Но могут быть и исключения из привычного. Рынок и экономика динамичны, это живая ткань, и часто в ней появляются таланты-самородки. Они сами выводят новые закономерности в науке, и именно они и обеспечивают качественные прорывы. Безусловно, необходимо дополнительное образование в области управления. Скорее всего, стоит получать его в бизнес-школах европейского, а не американского типа, так как, на мой взгляд, Россия по культурному уровню и по методике ведения бизнеса ближе к Западной Европе, а не к США. Но стоит получать такое дополнительное образование только уже имея практический российский опыт. Мой личный опыт дополнительного образования - это защита кандидатской. Я почувствовал, что мои экономические знания и представления недостаточно системны. И их нужно углубить – например, самостоятельной научной работой. В 2003 году я получил степень кандидата экономических наук, защитив диссертацию на кафедре финансов и банковского дела Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета по теме «Тенденции развития устойчивости городских бюджетов». С одной стороны, тема государственно-политическая, казалось бы, не о бизнесе совсем. Но наша страховая организация «РЕСО-Гарантия» - федеральная и имеет филиалы и точки продаж в 82 из 89 субъектов Федерации. И для нас не менее чем для государства важны вопросы взаимоотношений бюджетов разных уровней. У нас в страховой организации в плане бюджетов и взаимодействия филиалов оказалось очень много общего с системой организации финансовой деятельности городов. Поэтому, исследовав такие сложные макрообъекты, как города, мне было легче применить полученные наработки к более простому объекту - бизнесу. Пусть и большому межрегиональному бизнесу.

Борис Быков
президент 000 «Галактика»

Я учился в Челябинском политехническом институте на специальности, далекой от экономики. После института, как и все в то время, я пошел работать по распределению, на машиностроительный завод. Вскоре ситуация в стране изменилась, так что на заводе я проработал недолго, стал искать другие возможности. Новые рыночные отношения я встретил уже во всеоружии: занимался торговыми кооперативами и профессиональным бодибилдингом. Сочетание в моем опыте (но не в образовании) спорта и коммерции и позволило мне организовать предпринимательскую деятельность в спортивной сфере. Бизнес в России развивался стихийно, тогда коммерцией пытались заниматься многие, а знаний в этой области не было практически ни у кого. Поэтому мы учились «на местности» - в процессе ведения бизнеса, на собственных ошибках и ошибках коллег, партнеров и конкурентов.
И наступил момент, когда стало понятно, что нужно развиваться – проводить реструктуризацию предприятия, вводить регулярный менеджмент, делать управление более «научным», в соответствии с основными канонами менеджмента. Иначе при дальнейшем росте компания станет плохо управляемой. Почувствовав нехватку знаний в экономике и менеджменте, я начал учиться по программе МВА в Международном институте менеджмента. Это было в прошлом году, всего обучение занимает 2 года 8 месяцев. То есть прошло меньше половины времени обучения, и многому еще только предстоит научиться, а результат уже поразительный. Польза от МВА для меня огромна. То, до чего на собственном опыте доходил 7 лет, оказалось, уже кем-то изучено и записано, и мы прошли этот материал за месяц. А сейчас мы проходим то, что мне еще только предстоит применить в своем бизнесе. Многое я внедряю в организацию работы уже сейчас.