Куда ушла молодежная наука?

Опубликовано: Санкт-Петербургский Университет, №21-22 (3611-3612), 22 октября 2002

Текст: Мария Евневич

Гранит зубов не сломит

19 марта в Инжеконе прошел первый "С НАМИ СПб". Эта хитрая аббревиатура обозначает Симпозиум Научной Молодежи СПб, собравший представителей СНО основных питерских вузов. Второй симпозиум пройдет 22 октября 2002 года.

После дозы нытья о недостаточности финансирования науки, молодые ученые признали, что на самом деле, деньги найти можно. Труднее найти тех, кто будет работать: в ЛИИЖТе, например, бюджет СНО такой основательный, что "могучей кучке" научных активистов приходится придумывать, куда его потратить, а в аспирантуре защитившихся – по человеку на факультет за последние 5 лет.

Лень берет свое (научные будни)

Вдруг оказалось, что даже Ньютонам просто так яблоки на голову не падают: надо долго трясти яблоню. Чтобы что-нибудь открыть новое, надо сначала прочитать все старое. А это дни в библиотеке и ночи "бдения над книгами". Энтузиазм у молодежи поутих, и стремление к великим открытиям и научным достижениям ушло в небытие вместе с желанием "стать космонавтами". В Торговом был проведен опрос: % желающих пойти в аспирантуру среди первокурсников составляет около 50%, к четвертому он снижается более, чем вдвое. По статистике СПбГУ защищают кандидатскую не более 3% поступивших в аспирантуру, а приносят реальные научные результаты – и того меньше.

Мода на науку

Основная проблема современной молодежной науки – это ее «немодность». На науку перестали выделять деньги, и в результате ее создатели и ее лицо, ученые, перестали следить за собой (и заросли дерьмом.) Да, есть научные деятели, которые блистают по телевизору и получают премии. Но образ рядового ученого, с которым сталкиваются студенты в вузах - это убогое немытое слабо причесанное существо с ученой степенью и драным портфелем, и им, студентам, трудно мечтать стать такими же.

Представительница СНО Торгового института сообщила, что сейчас масса менеджеров сферы торговли и обслуживания защищают диссертации по прикладным темам и пишут ученую степень на своих визитках для пущей важности. Не знаю, что больше дискредитирует фундаментальную науку, тиражирование кандидатов "от торговли" или стоптанные ботинки.

Исторически

Проблема непопулярности науки в массах тянется со времен развала Советского Союза. Бывшее социалистическое общество, уйдя в небытие, захватило с собой в «опалу» все прежние общественные ценности. Вместо разумного пересмотра идеалов, большинство россиян пошли по пути наименьшего сопротивления и просто перевернули их наоборот: если была неправильная система, о значит все в ней было неправильным. Это касается как пресловутых коммунистических ценностей, так и стремлений к научным и творческим достижениям. И первыми среагировали на изменения самые подвижные слои общества, молодежь с ее свободным сознанием и раскомплексованностью. В качестве идеала было использовано потребительское общество. Наши люди, привыкшие на голом энтузиазме сворачивать горы ради "светлого будущего" или "царствия небесного" получили в качестве своей цели "потребить побольше и получше". А это, кстати, именно та идея, которая привела американское население к тому среднему весу и толщине, которое они сейчас имеют.

Научившись потреблять, люди разучились создавать. Оказалось, что заниматься продажей всяких ксов, рсов, упсов и средств для похудения, чтобы можно было это все съесть, не лопнув, не только выгоднее, но и престижней, чем, скажем, учить детей в школе…

Недосоленная жизнь

Нигилизм 21 века – массовый пофигизм. Сейчас можете ругать что угодно, выступать против кого угодно: только оставьте подростку компьютер и бутылку фанты, а остальное берите. И ученых, и искусство, и космос, чего зря смотреть на звезды, когда есть телевизор? Общество, основанное на потреблении и комфорте, поставленном «во главу угла» стало легко управляемым посредством этого самого комфорта. Это не значит, что от комфорта надо отказываться, отнюдь. Просто молиться на него тоже не стоит.

Раньше было модно работать, а теперь стало модным халявить. Тот кто лучше всех умеет халявить – самый умный и его девушки любят. Отличники стали прятать дневники, боясь прослыть «ботаниками». Старой закалки ученые, научные сотрудники и прочие «обездоленные» нынешней экономической ситуацией продолжают что-то исследовать и открывать в фундаментальной науке, но их открытия «закрывают» вместе с научно-исследовательскими институтами. Сейчас нужна только прикладная наука, которую можно быстро запатентовать или продать, назвав модным словом «ноу-хау».

Вовремя расслабиться…

Началась «сексуальная революция» и «красота по-американски». В результате первой снизилась рождаемость, повысилась фригидность и презерватив стал самой модной одеждой, а вторая подтвердила, что так и должно быть. Правильной дорогой идете, товарищи! С вашей-то тягой к самосовершенствованию вы скоро и презервативы разучитесь надевать, или забудете, куда. Может это и к лучшему, без них приятнее. Может, это на сексуальном климате положительно скажется. А наука тихо загнется, до того момента, пока ей не займутся ваши умненькие дети. Умненькие, потому что зачаты во время прогулянной пары.

Или не все так грустно?

Что делать-то? Извечный вопрос. Оказалось, есть пути. Например, удачное сочетание столь модной «халявы» с наукой: совместные проекты с зарубежными образовательными учреждениями, с обменными поездками и научными командировками. Ездили делать маркетинговый проект в Норвегию: с одной стороны, норвежцы платят, а с другой – 2 недели пахали на проектной почве по 10-12 часов в сутки: с пользой время провели и попутешествовали.

Появляются новые области научных знаний, постепенно из рубрики «неизведанное» явления переползают в «изучаемое». Новое волнует, и исследования движутся на рвении молодых ученых, хотя порой встречают сопротивление консерваторов. Через тернии и через ж…, что характерно для России, мы движемся к звездам. До нас, наконец, стали доходить гранты и специальные стипендии, не до всех, но те, кто знает, где искать – находят. Зачастую это существенные деньги. Некоторых студентов, как ни странно, до сих пор интересуют научные степени и публикации. Пользуются популярностью конференции молодых ученых, особенно если они многодневные и с оплатой проживания для иногородних участников.

!!!

И вообще, наука – это приятно. Тот не испытал состояния «радости мозгов», кто не находил, уже отчаявшись, решение сложной задачи. Тот, кто ни одного доклада и реферата сам не сочинил, а все скачал из Интернета, не знает, какой творческий оргазм испытываешь, запихивая в скоросшиватель итоговый вариант работы. Не все приятное вредно для организма. Иногда стоит поточить свои зубы о гранит науки, не забывая при этом и отдохнуть душой и телом.