В гонках, как в бизнесе. В бизнесе, как в гонках.

Опубликовано: Морской журнал, №4 (185), декабрь 2004 г.,

Текст: Мария Веселова

Впервые Дмитрий Корсаков сел за руль в 4 года. Это было в 1985. С тех пор и до 2003 года он руль из рук практически не выпускал. На самой первой своей гонке, фактически без тренировок, Дмитрий Корсаков сумел финишировать 18-м из 52-х стартовавших. Это был этап чемпионата Ленинграда по картингу, Дмитрию было 8 лет, он был самым юным участником этих соревнований. Он был настолько мал, что не нашлось шлема его размера. Шлем был надет на шапку, которая сползала на глаза. Корсаков дважды вынужден был останавливаться, чтобы поправить шлем.

В начале 90-х он многократно занимал призовые места в картинге и готовился к решительному шагу - переходу во взрослый автоспорт. Для своих ровесников Корсаков был слишком серьезным соперником. С 1995 года он участвовал во взрослых гонках. Ему было 14 лет, и он решил посвятить себя автоспорту.

Первым тренером Дмитрия Корсакова был его отец - Владимир Корсаков. В 1996 году на одном из соревнований он занял 1-е место, а сын - 2-е. Тогда отец решил, что пора завязывать: в следующий раз он может встать ниже сына.

Затем учителями Корсакова был мастер спорта Александр Иванов, мастера спорта международного класса Андрей Герасенков и Борис Федотов, позднее Андрей Жнгунов и Владислав Стребков.

В 1992-1993 гг. Корсаков призер этапов Кубка России по картингу. С 1994 до 1999 г. занимался параллельно автомногоборьем и ралли-спринтом. Когда Корсакову было 16, на ралли-спринте угнаться за ним уже никто не пытался - бесполезно. В 1998, в 1999 годах Дмитрий Корсаков - чемпион России и обладатель Кубка России по автомногоборью.

В 1999 г. обладатель Кубка России по Зимним кольцевым гонкам. Сезон 2001 года Дмитрий Корсаков начал в статусе профессионального раллийного пилота.

С 2001 по 2003 гг. победитель и призер этапов Чемпионата и Кубка России порами, из 154 стартов на его счету 64 победы.

Бизнесменов можно сравнить с водителями, а политико-экономическое пространство бизнеса - с дорожным ландшафтом, на котором есть холмы и равнины, реки и овраги. Предприниматель ведет свое дело, управляя им в меру своих возможностей, и если знает, куда едет, то и дорогу выбирает соответственно своему умению, настроению и целям. Одни бизнесмены - это «чайники», они едут 70 км/час и пугаются света фар встречных автомобилей. Другие - суть «женщины за рулем», едут тихо, аккуратно, соблюдая правила, но теряются в экстремальных ситуациях. Третьи - настоящие «профи», они знают свою машину и выжимают из нее все, на что она способна. Есть «таксисты», для которых автомобиль - только средство заработать, есть «экстремалы» - любители бездорожья и джипов с большими колесами. Есть те, кто ездит по правилам, и те, кто постоянно их нарушает и платит штрафы. Но существует отдельная группа водителей, которые вообще стоят особняком. Это автогонщики.

Чем отличается автогонщик от обычного водителя? Тем, что он готов ко всему: гонки приносят больше сюрпризов, чем обычная езда на машине. Решения автогонщика всегда оригинальны - потому что в автогонках стандартных ситуаций нет. Их реакция мгновенна: когда гонщик за рулем, вместо удивления следует действие. И, естественно, скорость движения у них совсем другая, но если этого требует ситуация.

Дмитрий Корсаков - автогонщик и бизнесмен в одном лице. Крупный поставщик спортивной резины для ралли на российском рынке и мастер спорта по автомобильному спорту. Сегодня - владелец компании «Ис-крис» (www.iscris.com), официальный дилер  по  спортивным колесам BlackRocket и Timi, а также эксклюзивный дилер по спортивным и тюнинговым дискам Speedline на территории России и стран СНГ.

«Когда волею обстоятельств мне пришлось заняться бизнесом, я полагал, что навыки автогонщика, и, прежде всего интуиция, мне очень помогут, - рассказывает Дмитрий Корсаков. - В автогонке лидерами становятся те гонщики, которые способны принимать решения на уровне подсознания. Ведь если начнешь анализировать ситуацию, то обязательно вылетишь с трассы. Наверно, и в бизнесе, думал я, интуиция, угадывание ситуации многое значит. Однако оказалось, что взвешенный, спокойный, трезвый расчет дает в работе больший эффект. Но переход к иному способу мышления дался мне очень нелегко». И все-таки Корсаков считает, что опыт автогонщика ему весьма помог в самом начале, когда он только «раскручивал» свое дело.

«ХОРОШЕМУ ГОНЩИКУ ВАЛЕНКИ НЕ МЕШАЮТ»

Способность действовать быстро и решительно в. любых условиях – необходимая черта гонщика и современного бизнесмена. Она даёт российскому предпринимателю фору перед его западными коллегами: наш бизнес не любит играть по правилам. И еще больше не любит проигрывать.

«Занимаясь «своим делом», нужно уметь работать в любых условиях: и дома, и в офисе. и в командировке. Я очень люблю движение. Сегодня ты в Питере, завтра в Хельсинки, а послезавтра - в Лондоне или в Каталонии. А работа продолжается. Нельзя зависеть от обстоятельств. И контрагентам не важны твои обстоятельства. Также и в гонках: не всегда условия наилучшие, а ехать надо.

Так случилось, что однажды я учился ездить в валенках. Мой тренер, Антон Герасенков, сказал мне: «Хороший гонщик должен уметь ездить в чём угодно».

Я воспринял это всерьёз: специально нашёл валенки огромного размера, которые доставали мне до колена, и стал в них ездить. Самое сложное было – научиться давить на 3 педали одновременно (это необходимо, когда в спортивном режиме спускаешься вниз, например, с пятой скорости до второй, с перегазовкой). А потом оказалось, что Герасенков пошутил.

Здесь главное не переборщить. Как-то я решил, что неплохо было бы научиться ездить с закрытыми глазами. Зачем? Случился однажды на гонке такой ливень, что даже с работающими дворниками не было видно дороги. Я ехал на новом Mitsubishi Lancer Evo VI. Он был только что собран, и щетки на нем благополучно сломались. Я уж думал, придется воду руками разгребать. Но все же с нулевой видимостью я проехал тот скоростной участок. После этого я и решил освоить езду «вслепую». После двух помятых крыльев (ещё легко отделался!) я отказался от этой затеи».

«НЕ БЫВАЕТ НЕПРОХОДИМЫХ УЧАСТКОВ»

Не бывает «закрытых дверей» и непроходимых участков. Не бывает непосильной работы и ситуаций, с которыми невозможно справиться. Все дело в желании и времени, которое необходимо потратить на преодоление  препятствий.

«Когда мне было 17 лет, я договорился с охранниками трассы «Невское кольцо», что буду приезжать и тренироваться на ней по ночам. Мне они поставили условие, чтобы никаких следов от моего пребывания на ней не оставалось.

Все въезды на трассу гонок на ночь закладывались тяжеленными грузовыми покрышками, скрепленными по 6 штук. Я целый час тратил на то, чтобы расчистить себе проезд на трассу: растаскивал вручную эту преграду. После тренировки закатывал обратно».

«В БИЗНЕСЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО РЕЖИМА НЕТ»

Каждый имеет право ошибаться, но нужно чувствовать, когда ошибка допустима, а когда она может стоить жизни. Конечно, можно иногда позволить себе быть несобранным - каждому человеку нужен отдых. Но надо суметь понять, когда «спокойная жизнь» закончилась и превратилась в ситуацию, где нужна максимальная собранность, четкость и безошибочность в каждом движении. И научиться находиться в таком «сверхтяжелом» режиме работы необходимое время.

«В автоспорте есть соревнования, и есть тренировки. На соревнованиях ошибаться нельзя - и за многие годы занятий автоспортом серьезных аварий у меня было очень немного. А на тренировках иногда даже непроизвольно расслаблялся. И это всегда заканчивалось для меня неприятно. Например, заехал в озеро, перелетев через канаву и через поле. А однажды въехал прямо в ресторан в пригороде Санкт-Петербурга, на уличную его площадку. Народ побросал стулья и бросился в рассыпную. Вспоминать об этом забавно, хотя тогда, когда это происходило, было не до смеху. Сколько нецензурной брани я услышал в свой адрес, и совершенно заслужено. Такая вот была тренировка. А в бизнесе тренировочного режима нет. Ошибаться можно до того, как началась работа. Но в отличие от автогонок, даже безошибочное ведение дела не гарантирует отсутствия конфликтных ситуаций. Удар здесь очень часто наносится из-за угла, теми, кто решил, что ты перешел им дорогу. Поэтому всё время надо быть на-строже. А это очень тяжело».

«БИЗНЕС - ЭТО ЭКСТРИМ»

Представление Дмитрия Корсакова о бизнесе во многом сформировано его представлением об автоспорте, о соревнованиях, где ситуации обострены, и гонщик всегда должен находиться «в струе», чтобы результат был на лицо.

«Я по ночам часто тренировался с выключенными фарами, чтобы лучше чувствовать машину. Мои штурмана после этого глотали таблетки - успокаивали нервы. А теперь, когда я стал заниматься бизнесом, иногда возникает ощущение, что мне самому пора глотать таблетки. Бизнес - это не между елок гонять».

Дмитрий Корсаков строит свое дело на очень изменчивом рынке - рынке автоспортивных шин и дисков. Здесь все зависит от погоды, от расписания соревнований, от того, кто получил травму, а кто продолжает ездить... Ситуацию предугадать очень сложно, а контролировать практически невозможно. Но нужно.

«Обычный человек может сказать: «Я не смог с собой ничего поделать». Бизнесмен такого сказать не может. Гонщик - тоже. Для них самое главное - уметь контролировать себя, и тогда можно избежать массы «досадных случайностей».

В бизнесе - как в гонках: никогда не знаешь, что за поворотом, а ехать надо, и остановиться ты уже не можешь. Конечно, в каждом бизнесе есть правила. Но следовать всем правилам невозможно - никого не обгонишь. Игнорировать все - тоже нельзя, слишком опасно. Главное - сделать правильный выбор. В этом может помочь только чутье.

«Чувствование ситуации в бизнесе - это как чувство машины на гонке, оно важнее любой техники. Я пытаюсь предугадать критические ситуации, смоделировать все, что должно произойти, как делал это раньше, на полигоне. Однако бизнес - это предвидения ситуации на годы вперед. Здесь мгновенной реакции на изменение ситуации недостаточно, или, по крайней мере, она должна опираться на глубокое знание всех обстоятельств моего дела. А для этого надо осознавать, где ты находишься, чего ты хочешь достичь».

«НАДО ЗНАТЬ СВОЙ ПРОДУКТ»

Сначала для Корсакова бизнес был, скорее, способом частично окупить собственные затраты на участие в ралли. В России, как известно, даже лучшие гонщики вынуждены выкладывать свои деньги на соревнования, а не зарабатывать на них. Через пару лет его бизнес стал чем-то большим, чем просто получение средств для своего автогоночного удовольствия. Уже в 2002-2003 году Дмитрий Корсаков обеспечивал спортивными колесами больше половины раллийных соревнований в стране. И сегодня его дело продолжает успешно развиваться.

Один из секретов успеха Дмитрия - это его трепетное отношение к колесам. Он любит колеса, которые продает. «В бизнесе нужно знать свой продукт. Знать его досконально, лучше, чем кто-либо. Если занимаешься колесами, нужно знать о них все: от различий номинального и фактического размера до веса каждой шины и количества шипов на ней. Важно уметь подобрать оптимальную шину для каждого пилота и его автомобиля в зависимости от сезона, покрытия дороги и каждой отдельной гонки. Причем делать это так, как если бы делал для себя.

Однажды, когда я еще только начинал свой бизнес, пришла целая фура колес. И мне захотелось самому разгрузить ее. Просто потому, что мне нравятся сами колеса: какие они на ощупь, как они пахнут. По запаху резины можно определить марку. И вот я разгружал колеса, а грузчики стояли рядом, курили и смотрели на меня с удивлением: для них разгрузка - это скучная работа, а для меня было удовольствием».

«Я ПРИВЫК ПОБЕЖДАТЬ»

Если привык побеждать в спорте, то нет никакого желания проигрывать в деловой сфере. «Иногда получалось так, что мне нужно было участвовать в двух гонках одновременно. Утром, например, начинались чемпионаты: России - по автомобильному многоборью, Санкт-Петербурга и Ленинградской области -  по ралли-спринту. Я вначале ехал ралли-спринт, а потом мчался через весь город на многоборье. Там соревнования подходили к концу, победители уже были как бы определены. Я делал три заезда подряд..., и выигрывал. Но отдыхал я недолго - гонок было очень много, а времени очень мало. Так и в бизнесе: дел невпроворот, а времени на всё не хватает».

«Автогонки честнее, чем бизнес. Они приучают к честности и чести. И если ты в 20 лет был честен с соперниками, то в 25 нечестным к партнерам быть не можешь. Вести же честный бизнес в России невозможно. Но приходится. По-другому душа не дозволяет. Мне, наверно, повезло, что я нашел «честную нишу» в бизнесе, я так же честен, как на трассе. Но это, что я тоже понял, не дает мне гарантии безаварийности движения в бизнесе. Аварии могут быть самые разные и чаще всего не по моей причине, от неспровоцированных «наездов» правоохранительных органов до удара по голове тяжелым предметом. Привыкнуть к подобным методам конкурентной борьбы вряд ли можно. Все-таки надеюсь, что когда честное ведение дела станет в России правилом, а не исключением».

...И мчится Дмитрий Корсаков по Европе, обеспечивая своих друзей-коллег автогонщиков первоклассной резиной. И кожаному креслу в офисе он предпочитает кожаное сиденье автомобиля. И запах бензина ему приятнее аромата коньяка «Хеннеси».