Чтобы выйти на этот рынок, нужны очень большие деньги

Опубликовано: «Бизнес класса люкс», Золотой выпуск журнала «Деловой Петербург», май 2005,

Текст: Текст: Николай Евневич, Фото: Гоша Семенов

ЕВГЕНИЙ ВОЙТЕНКОВ, генеральный директор ООО «Звезда Невы», председатель совета директоров «Конкорд моторс», «Олимп»: «Всегда приятнее торговать алмазами, чем песком».

Рынок класса люкс — это, естественно, более интересно как работа.
И это больше прибыли при меньшем количестве работы: всегда приятнее торговать алмазами, чем песком. Для того чтобы выйти на этот рынок, нужны очень большие деньги. Чтобы сегодня стать дилером такой марки, как Mercedes, понятно, нужны совершенно другие капиталовложения, чем для других марок. И такое дилерство так просто никто не даст: здесь абсолютно другие требования.

—  Евгений Михайлович, вы 15 лет в автомобильном бизнесе, практически с начала его новейшей истории. Как для вас все начиналось?

—  Начиналось все очень просто: надо было чем-то заниматься — и все! Начинал я с продажи автомобилей «Жигули». У нас была хорошая площадка на улице Руставели, где мы позже построили автоцентр Toyota и где всегда старались продавать автомобили так, как это следует делать. У нас были контракты с «АвтоВАЗом», с Тольятти, автомобили шли эшелонами. Было совершенно нормальное дело, которое мы вели абсолютно цивилизованно. В 93-м году я уже был знаком с Рольфом.

—  А что было у Рольфа?

—  У них был прокатный бизнес и сервисная станция Mitsubishi. He было еще шоу-рума, ничего не было — просто сервисная станция. Что касается проката, в нем тогда было 10 или 12 машин.

—  Вы считаете, рынок проката автомобилей в Петербурге перспективен?

—  Да, хороший рынок, если все правильно сделано, правильно организовано. Было бы время — мы бы тоже этим занимались. У нас, к сожалению, его не хватает. Сейчас вот мы обсуждаем возможность строительства еще одного, четвертого центра. В огромном центре Daimler-Chrysler на Исполкомской улице будет эксклюзивный салон AMG — это мне особенно нравится: красивое дело, для души. Также мы занимаемся Peugeot на Ленинском проспекте, 146.

—  Насчет Peugeot, я слышал, в определенный момент была загвоздка — всех старых дилеров оставили без машин.

—  Ну не оставили без машин, просто не стали продлевать договор. У нас подписан контракт с Peugeot, мы единственные поддерживаем гарантию на автомобили, купленные у старых дилеров Peugeot.

—  Будут ли, на ваш взгляд, меняться отношения дилерских центров и зарубежных автомобильных компаний?

—  Пока ни один производитель не участвует деньгами в дилерских сетях, которые тут развиваются. Хотя в Москве немцы построили на свои деньги большой дилерский центр Mercedes-Benz. Но все-таки принято, что дилерские предприятия строятся на деньги тех, кто ими собственно и владеет. Я еще не слышал, чтобы в Петербурге производитель строил автоцентры. Хотя я думаю, что скоро это произойдет. «Бизнескар» в Москве имеет пять центров, они почти полностью принадлежат Toyota.

—  Как пережили автосалоны август 1998 года? Приходилось ли снижать цены на автомобили?

—  Ну, вообще «Звезда Невы» — не автосалон, а дилерский автоцентр, и это большая разница. А в 1998 году я работал в «Аксель Моторс», и должен сказать, что мы практически не пострадали. В августе, сентябре, конечно, продажи упали — и все, наверное. У нашего клиента всегда найдутся деньги — €100 тыс. не появляются ниоткуда и не так легко исчезают. Если говорить о снижении цен, их снижай не снижай — товар такой специфический, что от этого его покупать больше не будут. На самом деле кризис, наоборот, неплохо нам помог. До августа 98-го в Петербурге на рынке автодилеров было 240 компаний — большинство из них вело бессистемную политику, продавали, что продавалось, и считали, что $100 с автомобиля — тоже деньги. Например, всегда было сложно пробиться на выставку «Мир автомобиля» в СКК.
Что приятно, после 1998 года исчезла «мелочь», которая не понимала, что завозить автомобиль в страну надо по существующим для всех правилам.

—  Какой для вас существует критерий в оценке вашей работы?

—  Для меня главная оценка моей деятельности — это чтобы люди, чье мнение мне особенно ценно, говорили, что я хорошо работаю.