За безопасность необходимо платить, а за ее отсутствие — расплачиваться.
Уинстон Черчилль
Конкурентная разведка и промышленный шпионаж имеют много общего — в задачах, подходах, в целевой аудитории, в объектах и исполнителях, - но они отличаются друг от друга концептуально. И это принципиальное отличие, которым нельзя пренебрегать. Промышленный шпионаж может рассматриваться достаточно широко, так же как и конкурентная разведка. Широкий подход к описанию этих явлений предполагает следующие представления о разведке и шпионаже:
- Деловая (конкурентная) разведка.
«Под термином «разведка», в широком смысле этого слова, понимается... деятельность субъекта (от человека, организованной группы людей до государства в целом) по добыванию сведений об имеющихся и потенциальных угрозах его существованию и интересам...» (М. .Алексеев, «Военная разведка России».)
- Промышленный шпионаж.
«Понятие экономического шпионажа — много шире и включает в себя всю сферу тайной деятельности по сбору, анализу, хранению и использованию конфиденциальной информации, применение которой приносит экономические выгоды. Отсутствие какого-либо из четырех перечисленных в определении аспектов лишает данную практику всякого смысла». (Р.П. Склярников, «Маркетинг или шпионаж?».)
Есть и более тонкие подходы, иногда разделяющие конкурентную разведку и шпионаж по принципу хорошо - плохо и эффективно — не эффективно. Иногда разделяют методы шпионажа и разведки, оставляя им одни и те же задачи, как, например, при маркетинговом подходе.
Считается, что и разведка, и шпионаж решают следующие три основные задачи:
- Добывание сведений (легальными и нелегальными путями).
- Составление разведывательной информации (аналитическая обработка сведений).
- Доведение информации до заинтересованных лиц.
Главное различие между разведкой и шпионажем заключается в способах добывания сведений. Маркетинговый подход к конкурентной разведке предполагает противопоставление методов деловой разведки и промышленного шпионажа. В результате промышленный шпионаж понимается как незаконное, тайное или силовое изъятие информации, которую руководство конкурирующих компаний хотело бы скрыть от посторонних.
Методы промышленного шпионажа:
- Кража
- Незаконное копирование
- Прослушивание
- Подкуп
- Шантаж
- Злоупотребление доверием
- Внедрение агента
Как правило, в результате промышленный шпионаж оказывается дорогим, уголовно наказуемым, этически неприемлемым и относительно неэффективным средством. Причина в том, что добытая путем промышленного шпионажа информация может быть недостоверной, неполной, нерелевантной, устаревшей или попросту оказаться дезинформацией.
Под конкурентной разведкой разные специалисты опять же понимают разные явления. Маркетинговый подход к конкурентной разведке полагает, что конкурентная разведка — это получение аналитическими и/ или исследовательскими методами из открытых источников информации о рынке и потребителях, конкурентах и смежниках, технологиях и разработках... необходимой руководству компании для принятия правильных управленческих решений.
При этом используются следующие источники информации:
- ФСГС, другие официальные органы
- Отраслевые ассоциации и издания
- Деловые СМИ и Интернет
- Конференции, выставки, семинары.
- Исследования рынка
- Сами конкуренты
Как показывает мировая практика, и конкурентная разведка, и шпионаж работают преимущественно с открытыми источниками. Например, ЦРУ получало информацию об СССР из разных источников в следующем процентном соотношении:
- 3% — со спутников - «шпионов»;
- 5% — от эмигрантов и перебежчиков;
- 7% — от агентурной сети;
- 85% - из открытых источников.
Подготовлено по материалам конференции «Конкурентная разведка: стратегия и тактика», организованной Международным центром конференций On Conference и электронным журналом «Технологии разведки для бизнеса». (Москва, 25.10.2005)