Конкурентная разведка и промышленный шпионаж

Опубликовано: журнал Top Manager, февраль 2006

Текст: Мария Евневич

За безопасность необходимо платить, а за ее отсутствие — расплачиваться.
Уинстон Черчилль

Конкурентная разведка и промышленный шпионаж имеют много общего — в задачах, подходах, в целевой аудитории, в объектах и исполнителях, - но они отличаются друг от друга концептуально. И это принципиальное отличие, которым нельзя пренебрегать. Промышленный   шпионаж   может рассматриваться достаточно широко, так же как и конкурентная разведка. Широкий   подход   к   описанию этих явлений  предполагает  следующие представления о разведке и шпионаже:

- Деловая (конкурентная) разведка.

«Под термином «разведка», в широком смысле этого слова, понимается... деятельность субъекта (от человека, организованной группы людей до государства в целом) по добыванию сведений об имеющихся и потенциальных угрозах его существованию и интересам...» (М. .Алексеев, «Военная разведка России».)

- Промышленный шпионаж.

«Понятие экономического шпионажа — много шире и включает в себя всю сферу тайной деятельности по сбору, анализу, хранению и использованию конфиденциальной информации, применение которой приносит экономические выгоды. Отсутствие какого-либо из четырех перечисленных в определении аспектов лишает данную практику всякого смысла». (Р.П. Склярников, «Маркетинг или шпионаж?».)

Есть и более тонкие подходы, иногда разделяющие конкурентную разведку и шпионаж по принципу хорошо - плохо и эффективно — не эффективно. Иногда разделяют методы шпионажа и разведки, оставляя им одни и те же задачи, как, например, при маркетинговом подходе.
Считается, что и разведка, и шпионаж решают следующие три основные задачи:

  • Добывание сведений (легальными и нелегальными путями).
  • Составление разведывательной информации  (аналитическая обработка сведений).
  • Доведение информации до заинтересованных лиц.

Главное различие между разведкой и шпионажем заключается в способах добывания сведений.     Маркетинговый подход к конкурентной разведке предполагает противопоставление   методов  деловой   разведки и промышленного шпионажа. В результате промышленный шпионаж понимается как незаконное, тайное или силовое изъятие информации, которую руководство конкурирующих компаний  хотело бы скрыть от посторонних.

Методы промышленного  шпионажа:

  • Кража
  • Незаконное копирование
  • Прослушивание
  • Подкуп
  • Шантаж
  • Злоупотребление доверием
  • Внедрение агента

Как правило, в результате промышленный   шпионаж   оказывается дорогим, уголовно наказуемым, этически неприемлемым и относительно неэффективным средством. Причина в том, что добытая путем промышленного шпионажа информация может быть недостоверной, неполной, нерелевантной, устаревшей или попросту оказаться дезинформацией.

Под конкурентной разведкой разные специалисты опять же понимают разные явления. Маркетинговый подход к конкурентной разведке полагает, что конкурентная разведка — это получение аналитическими и/ или исследовательскими методами из открытых источников информации о рынке и потребителях, конкурентах и смежниках, технологиях и разработках... необходимой руководству компании для принятия правильных управленческих решений.

При этом используются следующие источники информации:

  • ФСГС, другие официальные органы
  • Отраслевые ассоциации и издания
  • Деловые СМИ и Интернет
  • Конференции, выставки,  семинары.
  • Исследования рынка
  • Сами конкуренты

Как показывает мировая практика, и конкурентная разведка, и шпионаж работают преимущественно с открытыми источниками. Например, ЦРУ получало информацию об СССР из разных источников в следующем процентном соотношении:

  • 3% — со спутников - «шпионов»;
  • 5% — от эмигрантов и перебежчиков;
  • 7% — от агентурной сети;
  • 85% - из открытых источников.

Подготовлено по материалам конференции «Конкурентная разведка: стратегия и тактика», организованной Международным центром конференций On Conference и электронным журналом «Технологии разведки для бизнеса». (Москва, 25.10.2005)