Статус или идентификация?

Опубликовано: Top-Manager, ноябрь 2004 года

Текст: Мария Евневич

Название фирмы - это отражение образа мыслей ее владельца. Название написано на визитках сотрудников, на уличной вывеске, в каждом документе. Поэтому название хотят сделать таким, чтобы им гордиться, иногда умудряясь при этом нарушить закон. По закону название организации состоит из двух частей: фирменное наименование – имя - берется в кавычки, а указание на ОПФ пишется перед кавычками. В кавычках может стоять что угодно, а информация вне кавычек строго регламентирована и определяется в соответствии с ОПФ — типом предприятия.

Слово закона

Гражданский кодекс приводит полный список ОПФ коммерческих организаций. Перечень ОПФ коммерческих предприятий является исчерпывающим: предприниматель без образования юридического лица, товарищество, товарищество на вере (коммандитное), 000, ОДО, ЗАО, ОАО и производственный кооператив. Придумывать собственные варианты ОПФ, не указанные в этом списке, — незаконное народное творчество. Многие же руководители предприятий ведут себя так, словно этого не знают, или попросту сей факт игнорируют.

Самыми особенными считают себя страховые компании, и в подтверждение тому эпизодически называют себя ЗАСО. Имеется в виду, что это закрытое акционерное страховое общество. С точки зрения законодательства такое название неправомочно. Страхование — это не организационно-правовая форма, это вид деятельности, и не более того. И если дать страховщикам возможность вносить изменения в перечень ОПФ и регистрировать «закрытые акционерные страховые общества» — ЗАСО, то скоро придется начать регистрировать и ЗАПО — производственное общество, ЗАТО — торговое и т. д.

Патриотический мотив

Далее, если открыть Закон об акционерных обществах, обнаружится, что АО должно иметь полное фирменное наименование на русском языке. Патриотизм нынче в моде и в законе. Сокращенные же наименования могут быть и на русском, и на любых других языках.

Тяга одичавшего за 70 лет русского человека ко всему иностранному еще сильна: Не в названии фирмы, так в указании на ее ОПФ мелькают латинские буквы. При этом иногда получается, что ОПФ предприятия указывается дважды: один раз по-русски, например, «ОАО», а второй — по-английски, например «inc», или в переводе с английского: «корпорация», что тоже незаконно. В названии к быть только одно указание на ОПФ - как у человека должна быть только одна фамилия. Если в названии уже есть «ООО», то вписывать туда ещё и что-нибудь вроде «Gmbh» или «ОY» — значит нарушать 4-ю статью Закона об АО. Желание к простому в броскому ООО добавить модное английское «ltd» или «inc», как бы сильно оно ни было, следует обуздывать. ООО «Иванов» ltd» — это такой же нонсенс, как и ОАО «Рога и Копыта Инкорпорэйтед».

Какие законы - такие и холдинги

Большое количество предприятий в экономике действуют сообща — создают объединения. Вопрос, как грамотно назвать объединение предприятий в нашей стране, чтобы по названию было понятно, с чем мы имеем дело, остается нерешенным. Законодательство в России таково, что за словами «трест», «холдинг», «картель», «синдикат», «концерн», «конгломерат» (можно долго их перечислять) может скрываться все, что угодно. Эти слова не определены законом и могут быть использованы в любом смысле. Вопрос о том, что такое экономическое объединение и как им управлять, еще не стал предметом государственного регулирования. Тем не менее (или именно поэтому) у нас в России огромное количество объединений вообще и холдингов в частности.

Холдинг как управляющая компания

Холдинг, холдинг-компания (как указано в экономическом словаре) — корпорация, компания, управляющая деятельностью или контролирующая деятельность других предприятий, компаний. Компания-держатель (hold — держать) владеет пакетами акций (как правило, контрольными) других входящих в объединение предприятий и управляет ими. В зарубежной практике холдинговая компания занимает ведущее положение за счет обладания пакетом акций контролируемых ею предприятий, фирм.

При этом сама холдинговая компания может не владеть собственным производственным потенциалом и не заниматься производственной деятельностью (чистый холдинг).

Холдинг: правомочность названия

ООО «Саша и Даша Холдинг» — правомочно (хоть и странно). Внутри кавычек — все, что угодно. Если ряд предпринимателей и обывателей считают, что прицепленное к названию слово «холдинг» придает названию фирмы дополнительную солидность и мощь, то это их личное дело.

Под холдингом может пониматься как все объединение предприятий, так и только управляющая — холдинговая компания. Слово «холдинг» законно может фигурировать внутри кавычек в названии этой компании: ООО «Керам-холдинг» или что-нибудь в этом духе. Если солидный предприниматель называет свое предприятие «холдинг» — значит (по логике), есть основание предположить, что оно специализируется на управлении пакетами акций дочерних компаний и не занимается производственной деятельностью. Но часто холдингами называются обычные производственные и торговые предприятия.

Холдинг как объединение предприятий

В экономическом понимании холдинг — это объединение предприятий. В развитых странах, например в Германии, есть коммерческое законодательство, регулирующее экономические объединения. Поэтому там, за границей, такие слова как холдинг имеют правовой смысл. В России все иначе. С точки зрения закона холдинг в России — это понятие не правовое. Слово «холдинг» фигурирует только в некоторых законодательных актах времен приватизации, когда создание холдингов использовалось чиновниками для получения своей доли в приватизации государственных предприятий.

Как назвать объединение, чтобы не нарушить закон? Объединение толком никак и не назовешь. Деятельность в правовом поле может вести только отдельная организация (компания). А все объединение
не может (юридически) ни называться, ни действовать как единое целое. Если вернуться к правомочности названий: Компания «СУАЛ-холдинг» (холдинг-компания) — законно, а Строительный холдинг «Пирамида» (холдинг как объединение) не может фигурировать в официальных документах. «Холдинг» — это экономический термин, юридической силы не имеет, организационно-праовой формой предприятия не является, значит, вне кавычек стоять не может.

Бизнес-группы и интеграция

От названия «концерн» веет какими-то огромными американскими деньгами и гигантскими предприятиями. Но юридически слово «концерн», как и слово «холдинг», должно находиться только внутри кавычек. В России и концерн, и трест принадлежат области виртуальной экономики. В гражданском законодательстве отсутствуют такие организационно-правовые формы предприятий и объединений. А в экономическом смысле у нас мало тех предприятий, которые могли бы соответствовать понятию «концерн». Для концерна нужно объединение и на основании финансовых, и на основании хозяйственных связей.

В экономическом смысле концерн — совокупность предприятий, самостоятельных в правовом отношении, управляемых из общего центра и ведущих свою деятельность в рамках общей технологической цепочки. Например, нефтедобывающее, нефтеперерабатывающее предприятия и сеть бензозаправок. У нас же часто концерном называется группа предприятий, объединенных только финансово, без технологических и хозяйственных связей.

На самом деле наши «концерны», «холдинги» и «тресты» принято обобщенно называть интегрированными бизнес-группами. И большинство этих бизнес-групп являются тем, что в экономике называется смешанными холдингами или конгломератами.

Название предприятия имеет юридическую силу и несет в себе информацию для контрагентов.

Конгломерат — это объединение предприятий, связанных между собой финансовыми отношениями и не связанных хозяйственно. Конгломерированность нашей экономики объясняется исторически. В процессе становления рыночной экономики новый российский бизнесмен собирал вокруг себя группу предприятий, либо стремясь получить контроль над каким-либо ценным активом, либо приобретая все, что способно генерировать более или менее значимый финансовый поток. Покупались организации по принципу «за недорого», «завтра уже не будет», «продается только сегодня», «меняю шило на мыло с возможностью последующей перепродажи», «куда пристроить мешок ваучеров», «кому то, что плохо лежит?» и т. п. Теперь этот бизнесмен хочет, чтобы вся совокупность предприятий носила его имя. И чтобы все знали, что все эти разнообразные по видам деятельности и масштабам фирмы принадлежат ему. Значит, им нужно общее наименование. Как назвать такую форму объединения? По сути это конгломерат, но почему-то у нас понятие «конгломерат» непопулярно. Объединения предпочитают называться «группами компаний» или «финансово-промышлеными группами».

Группа компаний и ФПГ

Понятие «группа компаний» — это следствие отсутствия законов в нашей стране. Характер отношений и распределения ответственности внутри группы не регламентируется никем: нет ни законов, ни экономического обоснования. Это могут быть компании, принадлежащие одному и тому же собственнику, или собственникам-компаньонам, или приятелям. Или это просто несколько фирм, объединяющих усилия для проведения какой-то совместной акции. Официально называть объединение «группой компаний» не положено — это нарушение закона. В правовом смысле не существует такого понятия. И если на колбасе написано «Группа компаний «Три Поросенка», то они, эти поросята, нарушают Закон о защите прав потребителей, не указывая точной идентификации производителя продукта.

ФПГ — единственный законные вариант наименования бизнес-группы, но не всем он по душе. Некоторых такое название пугает из-за претенциозности звучания и из-за того, что есть Закон о ФПГ 1995 года.

Вопрос доверия

У нас отсутствует такая форма предприятия, как траст, что с английского переводится как «доверие» или «доверять». Как всегда, у нас принято искажать понятия: путать траст-компанию — компанию, выполняющую функции по управлению собственностью по поручению доверившего ей лица (понятие определяется экономическим словарем), с товариществом на вере: переводят «траст» как «верить» и делают соответствующие выводы.

Кроме того, траст иногда смешивают с трестом. Понятие «трест» применяется к монополистическим соглашениям. Конструкция его — либо доверительная собственность (которой у нас в стране нет), либо объединение фирм с единой управляющей компанией. Но опять же трест в России — это не правовой термин. Это термин экономико-управленческий, коммерческий. Если будет нормативно-правовой акт, где у этого термина появится юридическое значение, то можно будет сказать, что понятие определено. Но пока это не так.

Ударим по рукам и по конкуренции

Также «плавают» в законодательном отношении картель и консорциум — это тоже лишь управленческие термины.

Картель — это объединение без финансовых и хозяйственных связей, на основе договора с целью ограничения конкуренции. Картель возникает, когда несколько предприятий, вместе занимающие большую часть рынка, договариваются, по какой цене они будут продавать товар. Цена, естественно, выше, чем должна быть. И потребители вынуждены покупать продукцию по этим завышенным ценам, так как нет других вариантов. Если внутригосударственные картели запрещены, то международные процветают, и ОПЕК из них — самый известный. Это картель в экономическом смысле. А бывает и ЗАО «Инвестиционная компания Картель». Просто для красоты. Что сразу привлекает нежелательное внимание закона и дает предпринимателю, рискнувшему назвать свое предприятие подобным образом, шанс создать себе серьезные проблемы с Антимонопольным комитетом.

Консорциум — это объединение предприятий, созданное на основе договора для реализации одной конкретной задачи. Обычно понятие «консорциум» применяется в банковской деятельности — объединение с целью предоставления большого кредита, например. И совершенно незачем тащить это понятие в торговлю или промышленность.

Путь на Запад

Выходя на международный рынок, где люди под тем или иным термином, как правило, имеют в виду конкретным образом структурированное объединение предприятий, наши бизнесмены имеют возможность своими названиями серьезно дезинформировать зарубежных партнеров. Принцип «хоть горшком назови, только в печь не ставь» здесь не пройдет, потому что в стабильной экономике как называют, туда и ставят. Название предприятия имеет юридическую силу и несет в себе информацию для контрагентов. Название — это идентификация. И если оно глупое или не соответствует истинному положению вещей — то это проблема того, кто так назвался.