Дуров. Начало

Опубликовано: Интернет-журнал «ВКурсе» Вконтакте, 29 августа 2010

Текст: Мария Евневич

Не все, наверное, знают, что Павел Дуров и до создания сети «ВКонтакте» уже был «интернет-божеством», просто более локального значения. Человеком широко известным в узких питерских студенческих кругах.

В 2005 году я по рабочей необходимости зарегистрировалась на форуме студентов сайта Spbgu.ru – искала среди студентов и выпускников СПбГУ себе стажеров писать статьи в рубрику «Экономический анализ» газеты «Деловой Петербург». Искала среди студентов-экономистов и менеджеров, так как из экономиста журналиста сделать можно. А вот из журналиста экономиста – очень редко и с большим трудом.

Создателем форума Spbgu.ru числился и сейчас числится Павел Дуров. Сразу поразили две вещи: во-первых, это был самый посещаемый молодежный форум в Рунете: тысячи зарегистрированных пользователей и бешеная активность значительной их части. Во-вторых, то тут, то там попадались клоны Павла Дурова и просто его фанаты, поставившие фотку Дурова себе на аватар.

Поэтому, когда возникает вопрос «что вас влечет к Павлу Дурову?», ответ типа «он сделал великий сайт “ВКонтакте”» не канает. Когда я впервые наткнулась на орды дуровских фанатов, сети «ВКонтакте» еще и в проекте не было. Точнее, в проекте она, возможно, уже и была, но проект этот еще реализован не был.

На форуме Spbgu.ru в то время было зарегистрировано до десяти тысяч пользователей. Сейчас больше пятидесяти тысяч. Это никак не тянет на «вконтактные» десятки миллионов. Вероятно, дело все-таки не только в успешности сайта «ВКонтакте», но и в харизме его автора. Популярность Павла Дурова зашкаливала уже тогда, в 2005-м и ранее. Правда, в основном, среди студентов.

Поэтому к лету 2006 года о том, кто такой Дуров, в нашей «взрослой» редакции «Делового Петербурга» знали всего три человека: Эльнара Петрова, Света Хорошева и я (ну и, возможно, кто-то из стажеров с журфака). Девушки Света и Эльнара делали тогда в ДП молодежное приложение Next – раздел газеты о молодых предпринимателях, добившихся успеха. А я работала заместителем главного редактора.

Хотя вопрос коммерческого успеха сайта Spbgu.ru нам был неясен (газета-то деловая, и писать нужно было про деньги, а лучше – про большие деньги), в плане пользовательской популярности все было понятно. И мы решили, что с Дуровым нужно обязательно сделать интервью для рубрики Next.

Интервью делали Света и Эльнара – выясняли, зачем Дуров сделал сайт Spbgu.ru, чем он зарабатывает себе на жизнь и т.д. Ответы на эти вопросы можно посмотреть в той cамой первой статье о Дурове, вышедшей еще до того, как был запущен сайт «ВКонтакте» (http://www.dp.ru/Default2.aspx?ArticleID=FFDF7146-0220-4978-9A55-5A5D7DEC5C51?).

Сейчас, зная масштабы «ВКонтакте», забавно читать, что на поддержку самого крутого на тот момент молодежного форума в России Дуров тратил в месяц менее ста долларов. Фишку, что личный бренд Дурова значит очень много, редакторы Next учли уже тогда: статья так и была названа: «Филолог стал авторитетом в Рунете», с подзаголовком «Сильный личный бренд приносит дивиденды».

Рассказывая о своих первых проектах – Durov.com и Spbgu.ru, – Павел Дуров сказал, что собирается запустить новый абсолютно крутой проект, который будет настолько популярен, что мы даже не можем себе представить. О таких «великих» проектах регулярно рассказывают журналистам все предприниматели, причем не только молодые и страдающие юношеским максимализмом, но и вполне себе в возрасте, что потом не мешает заявленным проектам оказываться провальными. Поэтому в том первом интервью с Дуровым о новом проекте «ВКонтакте» было решено ничего не писать – под лозунгом «Зачем писать о том, чего нет?».

Когда в конце 2006 года «ВКонтакте» был запущен, Эльнара Петрова сразу же сориентировалась и сделала еще одно интервью с Дуровым – уже о «ВКонтакте». Статья была названа «Создатель форума вошел в контакт» (http://www.dp.ru/Default2.aspx?ArticleID=CDD956F9-E286-4396-A1DB-4767154C64C7)

За первый месяц на сайте «ВКонтакте» зарегистрировались пятнадцать тысяч пользователей. Сайт показывал, мягко говоря, очень шуструю динамику.

Но скептики говорили, что, мол, «о проекте “ВКонтакте” рано говорить как о социальной сети. Социальная сеть – это миллионы зарегистрированных пользователей. Пока перед проектом “ВКонтакте” стоит цель хотя бы приблизиться к показателям сайта Odnoklassniki.ru».

По словам Эльнары Петровой, эта статья в ДП сыграла свою роль в судьбе «Контакта», а именно произвела впечатление на одного из первых инвесторов проекта. Он тогда приехал из США, где учился, и загорелся идеей Павла Дурова реализовать «Фэйсбук в России».

В общем, та статья в ДП прошла на ура. Еще больше на ура пошел «ВКонтакте». Хотя само название мне тогда показалось, мягко говоря, дурацким. Тогда казалось странным, что сайт (попрошу заметить, созданный филологом) называется «ВКонтакте». Звучало жаргонно, как «на созвоне». А теперь уже все привыкли, и слово «вконтакте» стало нарицательным.

Не знаю, ожидал ли тогда сам Павел Дуров такого умопомрачительного эффекта от запуска сайта и таких скоростей роста аудитории. Честно признаюсь, я не ожидала.

P.S.

Побродив по форуму Spbgu.ru, наткнулась на ироничное сообщение пользователя DuRoV от 8 мая 2008 года: «Вообще побродил тут. Неплохой сайт. Кто делал?»