По результатам опроса, проведенного в марте этого года среди 1330 студентов из 13 вузов России, если бы снова пришлось выбирать, куда идти учиться, то свой выбор повторили бы 49% студентов, а 21% передумали бы.
Но это говорят сами студенты. А вам никогда не приходило в голову отследить мнение человека до поступления в ВУЗ и сразу после его окончания? А потом ещё лет через 15? По подсчетам экономистов и социологов, человек меняет профессию в среднем 5-6 раз в течение жизни. Это нормально? Или нет? В любом случае, всё начинается со вступительных экзаменов.
Причины, по которым люди превращаются в студентов – самые разные. Долгое время считалось, что основная из них – откос от армии. Так вот сейчас для людей гораздо важней диплом, дающий определенный статус (50,5 %), профессия (35,3 %), высокий уровень культуры (26,4 %), жизненный успех (18,6 %), а 18,1% становятся студентами для того, чтобы приятно провести время, и лишь 7% таким образом решают проблему срочной службы.
Выбор вуза обычно соответствует причине поступления. Есть люди, которые с детского сада «натаскиваются» на определенный вуз или, дожив до сознательных лет, сами определяют свою цель. Кто-то готовится ко всем возможным экзаменам, а учится там, куда сумеет поступить. А многие, слегка придя в себя после выпускного бала, выбирают свое будущее по самым прозаичным причинам. Все плюсы-минусы высшего образования и конкретного вуза понимаешь лишь на собственном опыте, когда выбор уже сделан. Вот примеры одноклассников нашего корреспондента Виталия Сараева.
Денис, проспав на экзамен в Университет, вышел на улицу и спросил у прохожих про ближайшее место, где могут чему-либо научить. Ему показали на соседний техникум, куда он безо всяких усилий поступил, лишь показав свой неплохой аттестат.
Сергей всегда был послушным ребенком и, последовав совету родителей, поступил в «Лесопилку». Вырвавшись на свободу, «забил на все» и, к концу первого курса был отчислен. Теперь радостно рассказывает про свою служебную армейскую собаку и пытается обучить всех окружающих команде «фас».
Светлана выбрала Техноложку, поскольку «где-то же надо учиться». Сейчас благополучно учится мешать бетон «по науке».
Виталий сомневался до последнего момента, благо серебряному медалисту было из чего выбирать. Стоя на Московском проспекте, по «Справочнику абитуриента» выбрал ближайший институт. Сейчас учится в ВоенМехе на экономиста и изучает тепломассоперенос и теорию машин и механизмов. А теперь предоставим слово тем, кто уже достиг определённых жизненных высот.
Голиков Сергей Валентинович, генеральный директор ООО «Максидом», приехал из Вологды, поступил на матмех ЛГУ, потом работал по специальности. Родители в принятии этого решения никакой роли не играли. Когда началась перестройка, он прекратил заниматься наукой и преподаванием и ушёл в бизнес. «Важно, чтобы человек в жизни чему-то научился и это что-то умел делать хорошо. Если человек может делать хорошо что-то одно, то он научится делать и другое. Профессию можно сменить. И за границей учиться не обязательно. Я не считаю, что у нас образование хуже. Я не думаю, что те, кому все равно, где, чему и как учиться или не учиться совсем, в жизни чего-нибудь достигнут».
Сергей Касьяненко, председатель правления ООО «Орими Трэйд», учился в 30-й математической школе, потом поступил на физфак ЛГУ: «Высшее образование дает человеку возможность формулировать дальнейшие жизненные задачи, которые он уже знает, как решать».
Александр Кашин, председатель совета директоров «Эго-Холдинг» (Технохим Банк), доцент экономических наук, СПбГУ, сначала собирался поступать на истфак. Узнал, что набор будет осуществляться только после армии. Чтобы не тратить год зря, поступил на факультет иностранного языка, быстро пронял, что там ему делать нечего, и перешел на экономический. Выбрал политэкономию, так как политэкономы в бизнесе легче приживаются. «Естественно, в рамках одной отрасли профессию менять можно и нужно, но не стоит разбрасываться. При выборе факультета выбирается сфера работы: экономист, например, может быть и в журналистике, и в торговле. Ребенок должен сам делать выбор факультета, учитывая подсказки родителей при выборе специализации. А образование наше, отечественное, я ни на какое зарубежное не променял бы, кроме, разве что Кембриджа. То, что я видел в Барселоне, Голландии, Швейцарии, – несравнимо ниже уровня нашего образования».
Владимир Лисовский – заслуженный деятель науки РФ, академик МАН ВШ, член-корреспондент РАО, профессор факультета социологии СПбГУ. Лисовский уже много лет занимается социологическими исследованиями, посвященными студенчеству. Можно сказать, изучает нас вдоль и поперек. Некоторые данные из его исследований, а также официальной статистики приведены в этой статье. В 1949 году он окончил школу рабочей молодежи. Подал документы в Горный институт на геологический факультет. Но за два дня до экзаменов встретил на Невском своего преподавателя литературы. Тот пригласил к себе домой и уговорил поступать в гуманитарный вуз. В результате было принято решение поступать в Юридический институт. Работать начал со второго курса, потому что имел свободный график учебы (это было редкостью в то время). Во время учебы работал и юристом, и в комсомоле, и в партии. Затем защитил кандидатскую и докторскую диссертации.
«К сожалению, многие поступают в вуз под влиянием родителей, не делая осознанного выбора, - говорит Владимир Лисовский. - Думающему молодому человеку необходимо получить высшее образование. И не надо бояться менять профессию - только так можно найти себя».
Что ж, образование дает один важный жизненный показатель – все, кто добился успеха, много учились САМИ. Кто-то скажет: как же, как ведь важно не ошибиться с выбором профессии, это же выбор на всю жизнь! Глупости. Человек, не менявший профессии хотя бы несколько раз, по мнению психологов, получает перекос в развитии психической сферы – зацикливается.
В заключение приведём мнение Светланы Журбиной (ФИНЭК, 4 курс): «Если поставить целью посещения института не выпивание чашечки кофе и общение с друзьями, не просто тупое посещение семинаров и лекций, а изучение и получение информации, то смысл есть. Теоретические и практические знания дают - только бери, а вот это уже тяжелее».
Поменять профессию пять раз в жизни - это норма, считают психологи.